ПРИНЦИП ЭСТЕТИКИ КОММУНИКАТИВНО-ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ

 

Как мы определили ранее, мифодизайн – это вид проектной междисциплинарной социально-художественно-экономико-прогностико-управленческой деятельности по функциональной организации, прогнозированию и управлению подчиненных и соподчиненных социально-экономических систем разных уровней. Деятельность мифодизайна базируется на представлении о субъективности иррационального потребителя и проводится на основе специфически эстетического способа целостного осмысления и формирования массовой коммуникации.

Таким образом, по отношению к потребителю мифодизайн выступает как метод дизайна системы иррациональных представлений о мире, основанный на художественно-научном подходе.

Миф, легший в основу названия мифодизайна, мы понимаем как условно-истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. Такое понимание мифа сближает его с мифом в концепции А.Ф. Лосева, воплощающего в себе ценностное мифоотношение.

 

«Вместе с тем миф – это лишь явление, феномен ценностно-оценочного отношения, а не его сущность. На самом деле мифы с их ценностными значениями могут быть разными, и они отнюдь не равноценны!». (А. Лосев).

 

Следовательно, мифодизайн должен обладать надежными аксиологическими критериями. Ведь феноменологическое видение потребителя, возвращающее человека и его жизненный мир в центр научной картины мира, не обладает общими аксиологическими критериями, т.к. использование феноменологии позволяет воздержаться от «причинных и генетических гипотез», а удовлетворение потребностей «неудовлетворяемых» потребителей уже достаточно осложнило экологическую обстановку планеты.

 

«Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направление человеческой деятельности».

 

Мы вводим в нашей работе аксиологический принцип эстетики КПП, сознавая вариативность точек зрения на эту проблему, ведь «отношение эстетической и внеэстетических ценностей в произведении искусства» является важной аксиологической проблемой (Л. Столович). Мы примем точку зрения, что:

 

«Охватывая предмет или явление целостно, эстетическая оценка в качестве своего необходимого условия предполагает выявление их этической значимости».

 

«Этическое и эстетическое противоположны и неразделимы как два полюса искусства». (Ю.Лотман)

 

«Эстетическое видение отнюдь не отвлекается от возможных точек зрения ценностей, не стирает границу между добром-злом, красотой-безобразием, истиной-ложью: все эти различения знает и находит эстетическое видение внутри созерцаемого мира, но все эти, различения не выносятся над ним как последние критерии,.. они остаются внутри его как моменты архитектоники и все равно объемлются весприемлющим любовным утверждением человека»,

 

писал Н.М. Бахтин (цит. по Л. Столович). Следовательно, решающее значение в воплощении принципа общей эстетики принадлежит мифодизайнеру.

Общеэкологическая направленность маркетинга, как глубоко осознанная позиция невозможности следования модели маркетинга, ориентированного на потребителя[98][23], близость экологии, понимаемой как науки о соразмерной и гармоничной человеку среде, и эстетики – все это диктует необходимость и важность принципа эстетики КПП.

В настоящее время эстетически осмысляется только товар в реальном исполнении, и – отдельно – эстетика рекламного сообщения как своеобразного произведения искусства. Мы считаем, что введение этого принципа сместит целесообразную рациональность маркетинга, не ограничивающую выбора средств для достижения цели и санкционированную рациональность[99][24] к традиционной нерациональности, когда средства являются целями, что более характерно для деятельностных традиций России.

Как и следовало ожидать, дизайн первым по сравнению с маркетингом вышел на принцип эстетики КПП, что связано с его проблематикой гуманизации дизайнерского проектирования в контексте экологии культуры (К. Кондратьева).

 

«Среди шести критериев дизайна, по которым жюри конкурса «IDEA» проводит оценку, в 1991 г. впервые появился новый: «социальное воздействие». В нынешнее время, отмеченное вниманием к экологическим проблемам и стремлением к повторному использованию отходов, этот критерий – нечто большее, чем обычный политический реверанс».

 

Набирает авторитет «универсальный дизайн», лозунг которого:

 

«прост и убедителен: если вещь сделана так, что ею легко может пользоваться инвалид, то она удобна для всех». (Б. Нюссбаум)

 

Но, т.к. дизайн на западе управляется маркетингом[100][25], актуален путь именно радикального реформирования маркетинга, путь, затрагивающий уровень стратегического планирования маркетинга, что и предлагается в мифодизайне.

Таким образом, разработка принципа эстетики КПП, как эстетичного материальной составляющей товара, коммуникации, назначения, достижения назначения является очень актуальным для мифодизайна.

Рассмотрением принципа эстетики КПП мы завершаем вывод принципов мифодизайна. Принципы мифодизайна задают описание самых его значимых, ключевых точек.

В следующей главе мы проанализируем инвариантность мифодизайна к объектам дизайна[101][26], а также рассмотрим цикл мифодизайна.