Кирпичики» для постройки

...Мы вспомнили, что означают понятия «сюжет», «фабула», из каких элементов они состоят... Но это, я бы сказал, понятия слишком общие. Нельзя ли их «ма­териализовать», конкретизировать?

Читая сценарий, вы можете заметить, что он со­стоит из многих небольших сцен, картин, разговоров, определенным образом расположенных и связанных между собой. То есть сценарий — это определенная структура /'слово, означающее «взаиморасположение связь составных частей чего-либо»). И, как всякая структура, состоит из отдельных составных частей — структурных единиц.

Еще Аристотель в своей «Поэтике», более двух с половиной тысяч лет назад (!) положившей начало теории драматургии (Аристотель размышлял о трагедии), видел структуру драматического произведения как со­стоящую из трех частей. «Целое есть то, — писал Аристотель, — что имеет начало, середину и конец».

По Аристотелю начало — это то, что само не следует необходимо за чем-то другим; но за началом существует или возникает что-то другое.

Середина — то, что и само за чем-то следует (за началом), и за ним что-то следует.

Конец есть то, что само естественно следует за чем-то (за серединой) по необходимости, но за ним не следует ничего. Это логически оправданное завершение драматургического повествования. В некоторых трудах по теории кино и телевидения аристотелевскую структуру рассматривают как естественную структуру кино- и телевизионного сценария.


В принципе это правильно и применимо, кстати, к ком­позиции любого литературного произведения. Можно даже с некоторой долей условности выстроить такую модель: начало — это экспозиция и завязка, середина — развитие действия, конец — развязка или финал.

Но кульминация может оказаться в середине или в конце, или даже в начале, а потом еще раз повто­риться, экспозиция может сместиться и расположить­ся по всей середине и т. д.

Не сомневаюсь, для опытного сценариста такое представление о структуре сценария может оказаться вполне достаточным. Именно для опытного сценарис­та, потому что для него естественно и привычно, рабо­тая над сценарием, видеть и начало, и середину, и конец как сочетание самостоятельных законченных сцен и каких-то кадров между этими сценами. То есть существует и другая, не аристотелевская, более деталь­ная структура сценария, которая опытными сценари­стами подчас воспринимается как сама собой разуме­ющаяся. Но от этого она не становится менее значимой. Для начинающего сценариста постижение смысла этой структуры сценария можно считать одним из важных этапов овладения ремеслом сценариста.

Так вот, основными структурными единицами сце­нария принято считать две: эпизод и переход от эпи­зода к эпизоду.

Что такое эпизод? Это та частичка сценария, кото­рая имеет свои начало и конец. В театральных пьесах эпизод называется «сцена» или «явление» и обычно начинается и заканчивается появлением или уходом одного из действующих лиц. «Те же и Марья Андреев­на», «Иван Кузьмич уходит»... В сценарии, особенно сценарии документальном, границами эпизода может быть что угодно: перенос действия из одного места в другое, из одного времени суток в другое, появление или исчезновение какого-то персонажа и т. д. Иногда границы между эпизодами размыты и их отделить друг от друга можно лишь по логической паузе между ними.

К примеру, в уже упоминавшемся сценарии филь­ма «Власть соловецкая» есть сцена, в которой A.M. Горь­кий смотрит в кинозале фильм о Соловках. Это эпизод. Следующий эпизод — «скромная статика портретов» людей, ставших невольниками Соловецких островов. В сценарии авторы откровенно раскрывают для читателя свой творческий метод:

«Весь фильм наш так и выстраивается истори­ческое изображение (фотография, кинокадр), современ­ный пейзаж, и, наконец, рассказчик (он же наш стар­ший современник). Если угодно, мы играем в игру, складывая в разных комбинациях эти три кубика».

Итак, кубики-эпизоды. Один кубик — Горький смотрит кинофильм. Другой кубик — рассказ о многих поколениях узников. А что между ними?

Помните? Я уже цитировал этот отрывок:

«...перед взором объектива медленно поворачива­ются льды Белого моря, заснеженные горбы сопок, многоугольник Соловецкого кремля, увенчанный устрем­ленными в небо куполами соборов, навершиями сторо­жевых башен».

Вот эта зимняя панорама, предусмотренная сцена­рием, и соединяла два таких разнородных эпизода — просмотр фильма Горьким и представление зрителю тех, кто когда-либо отбывал наказание в Соловках. Она и есть то, что мы называем переходом между эпизода­ми. Она окрашивает в цвета зимы первый эпизод и задает настроение следующему.

Переход между эпизодами в сценарии — это опи­сание того изображения, которое должно соединять (объединять, задавать тональность!) важные по мысли автора, но разнородные (иногда даже противоречивые) по содержанию эпизоды. В случае со сценарием «Вла­сти соловецкой» понимание авторами значения эпизо­дов и переходов позволило найти один из использован­ных в сценарии и фильме художественных приемов: все эпизоды состоят из кадров кинохроники и архивных фотографий и картин и из встреч с чудом оставшимися в живых узниками Соловков, нашими современниками. А все переходы — это соловецкие, эмоционально очень выразительные пейзажи...

Иногда переходом может служить один кадр (план), иногда — сочетание нескольких логически связанных между собой планов (так называемая «мон­тажная фраза»).

Всегда ли после эпизода должен следовать пере­ход к очередному эпизоду? Нет, совершенно не обяза­тельно. Если последующий эпизод вытекает из пре дыдущего, продолжает его, переход вовсе не нужен. А бывает и так, что конец одного эпизода или начало другого, будучи их неотъемлемой частью, в то же вре­мя и являются переходами... В творчестве нет жестких правил — кроме правила знать азы творчества (свое ремесло — в хорошем смысле этого слова)!

Теперь, когда вы знакомы со структурой сценария, знаете из каких кубиков-кирпичиков вам предстоит возвести его здание, попробуйте применить на прак­тике такую методу работы:

• попытайтесь представить весь собранный вами материал для сценария в виде отдельных больших и маленьких «кирпичиков» — эпизодов и переходов (этих кирпичиков окажется гораздо больше, чем нужно для постройки здания);

• отберите из всех кирпичиков только те, которые, по вашему мнению, обязательно должны войти в сценарий;

• расположите отобранные вами кирпичики в поряд­ке, соответствующем разработанной вами фабуле (завязка, развитие действия и пр.).

...Только не думайте, что, расположив — мысленно или на бумаге — в нужном порядке эпизоды и перехо­ды, вы можете «сходу» написать сценарий!

«Лиха беда - начало»

В самом деле — труднее всего придумать, с чего начать, каким именно «кирпичиком» открыть ваше сценарное повествование. Сценарий в целом или его отдельную часть, даже отдельный эпизод. Мы знаем, что всякого рода авторские отступления, рассуждения на общие темы, авторские характеристики персонажей и т. п. в подавляющем большинстве случаев противопо­казаны сценарию. «Кино (и вообще всякое, претенду­ющее на художественность экранное зрелище Г.Ф.) — искусство действия» — эту мысль мы принимаем как аксиому. Следовательно, начинать надо с описания ка­кого-то действия, совершаемого персонажами. Но с какого? Допустим, вы собираетесь написать сценарий о семейных отношениях. Разводится супружеская пара, решается вопрос, с кем остается ребенок. С какого же эпизода должен начаться сценарий?

Вот что пишет по этому поводу профессор Калифор­нийского университета, заведующий кафедрой сценар­ного мастерства Ричард Уолтер, анализируя известный фильм «Крамер против Крамера»:

«Менее опытный сценарист вероятней всего начал бы с дней учебы этой пары в колледже, их свиданий, ухаживаний и свадьбы. Затем последовало бы подроб­ное описание постепенного ухудшения их отношений... В конце концов, она собирает свои вещи и покидает дом... Но сценарист Роберт Бентон знает, что фильм не о муже и жене, а об отце и сыне, не о разводе, а о примирении одного из родителей и ребенка. Поэтому сценарий начинается правильно: вещи упакованы, мать стоит в дверях. Неважно, отчего развалился брак... Раз­рыв супружеской жизни — завязка действия. Фильм начинается с подлинного начала» ( Уолтер Р. Сценарное мастерство (реферат). М.: ИПК ТВ и Радио, 1993).

Всегда следует задавать себе вопрос: тот ли это момент, с которого надо начинать сценарий? Или эпи­зод? Действительно ли это то начало, до которого ниче­го нет?! От всего второстепенного, скучного, не имею­щего непосредственного отношения к сюжету следует отказываться.

Начало должно заинтересовать, заинтриговать чи­тателя, ввести его в кажущуюся суть характеров персо­нажей (неважно, если к середине или к концу сценария наше мнение может перемениться).

Напомню еще раз: говоря о начале, я имею в виду не только начало всего сценария, но и начало любой его самостоятельной части.