Пространстве и времени

Иногда сравнивают экранное зрелище с репорта­жем с места события. В самом деле, мы становимся сви­детелями каких-то событий, каких-то поступков персо­нажей, слышим чьи-то речи, словно подглядываем в окно... А то, что события происходили десять, двадцать лет, а то и несколько веков тому назад или произойдут через несколько веков в далеком будущем, нас не удив­ляет. Тем более, если речь идет о современной нам жиз­ни. Почему?

А потому, что сценарист, режиссер, оператор и др. создают свой мир, другой, «параллельный» тому, в котором мы живем в реальности. Читатель и зритель воспринимают этот «виртуальный», как нынче приня­то его определять, мир как абсолютно реальный, пока длится сеанс в кинотеатре или телевизионный эфир фильма или передачи.

Но в этом виртуальном мире нередко мы стано­вимся свидетелями моментального перемещения в пространстве, что, конечно, невозможно в мире «на­туральном». Вот только что мы наблюдали события, про­исходящие, например, в Москве, а через секунду мы уже в Индии или в Америке. Мы воспринимаем эти фантастические перемещения как вполне естествен­ные. В чем тут дело? А в том, что между эпизодами, в которых события разворачиваются в Москве и в Аме­рике, расположился вроде бы нейтральный переход, вместивший незаметно для нас эти тысячи километров между Москвой и Америкой, поглотивший не нужное для развития действия Пространство.

То же происходит и со Временем. Например, мы знакомимся с главным героем в дни его молодости; ему всего двадцать лет, он силен и беспечен. А через не­сколько секунд мы видим этого же человека пожилым, умудренным опытом... Куда же делись десятилетия его жизни? А вот куда: их поглотил один из переходов.

Это очень важный момент: переход может вмес­тить те Пространство и Время, о каких сценарист и режиссер не хотят рассказывать подробно. В переходе заключено предполагаемое действие во Времени и Пространстве, о котором зритель (и читатель сцена­рия) может только догадываться или узнать позже из слов какого-либо персонажа. Действие, воображаемое читателем и зрителем.

Иногда в качестве перехода в кино и на ТВ исполь­зуют такие приемы, как затемнение или титры, сообща­ющие о перемещении во времени и пространстве, — традиция, завещанная немым кино. Каким должен быть переход — это в большей степени режиссерская зада­ча, хотя и для сценариста она очень важна.