Лицо Ивана Мозжухина

На первый взгляд структура сценария может по­казаться совсем несложной: разберись в своем «стро­ительном материале» — эпизодах и переходах между ними, расположи эти кирпичики в соответствии с за­мыслом, в соответствии с началом, серединой и кон­цом будущего сценария и запиши все более или менее внятно... Сценарий готов!..

Готов ли? На самом деле это совсем не так. Из последующих глав этой книжки вы узнаете, что есть еще и такие обязательные свойства сценария, какие, может быть, и нельзя определить как структурные единицы, но без которых хорошего сценария не существует.

А пока вернемся к эпизоду. Оказывается, есть эпизоды простые и сложные. «Простые» — не значит, что их содержание несерьезно. Иногда они, наоборот, самые содержательные, самые важные. Они просты по своей конструкции.

Например: маленький мальчик сидит за столом и сосредоточенно по слогам читает вслух книгу... Ему надоедает читать, он встает из-за стола и уходит. В кадре остается картинка на обложке книги, лежащей на столе.

Следующий эпизод: мальчик, держась за перила и медленно переступая, спускается с крыльца... И т. д.

Не правда ли, этот эпизод вроде бы очень прост — мальчик читает, ничего другого не происходит (тут сценаристу, может быть, необходимо описать, что и как читает мальчик, нравится ли ему читать, меняется ли выражение его лица в связи с прочитанным). Потом, когда мальчик устает читать и уходит, мы видим лишь картинку на обложке книжки. Эта картинка и есть переход к следующему эпизоду.

Такое «простое» построение эпизода иногда называют линейным. Но ведь можно построить эпизод и по-другому.

...Мальчик читает, время от времени поднимая го­лову и умолкая... А во дворе его дома другие мальчишки азартно играют в прятки. Мальчику не хочется чи­тать, он устал и завидует играющим во дворе сверст­никам. В конце концов, он не выдерживает и уходит... Во втором случае эпизод состоит из двух разнород­ных изображений: мальчик читает в комнате — дети играют во дворе. То есть мы имеем дело с монтажом внутри эпизода. Монтируются (соединяются) две (в нашем примере две, но часто бывает и больше) «кон­трапунктные» по смыслу сцены: мальчик вынужден читать, когда другие дети играют...

Иногда спрашивают: а какое построение эпизода. лучше? Да оба лучше! Все зависит от того, что для сценариста важнее: например, то, как мальчик читает, или то, что ему хочется играть в прятки.

Вообще внутриэпизодный монтаж — вещь тонкая и трудная, трудная и для сценариста, и для режиссера.

Тут важно предвидеть возможный дисфункциональный эффект: то есть, если вы неточно, неправильно соедини­те разнородные изображения (сначала в сценарии, а затем и на экране), ваш эпизод произведет на читателя и зрителя совсем иное впечатление, чем предполагали.

Вот классический пример (описанный во множе­стве учебных пособий).

В 1920-е годы два наших знаменитых режиссера немого кинематографа — Лев Кулешов и Всеволод Пудовкин — проделали такой эксперимент: они смон­тировали крупный план лица актера Ивана Ильича Мозжухина и кадр, на котором — крупно — была изоб­ражена тарелка супа. Затем склеили тот же план мозжухинского лица и план гроба с мертвым человеком. И, наконец, то же лицо и — девочка с куклой...

Потом, когда они показали эти три эпизода зрите­лям, все говорили: как хорошо Мозжухин сыграл чув­ство голода, как сильно он сыграл горе мужчины у гроба, как здорово сыграна радость жизни и любовь к детям! А это было одно и то же лицо, один и тот же кадр, соединенный с другими.

Дело в том, что каждый кадр содержит в себе ка­кую-то определенную мысль. Соединяя два кадра, вы соединяете две разных мысли, два разных содержания. Но, соединив две разных мысли, вы получаете третью мысль, совершенно новую, иногда по сути далекую от тех мыслей, которые таились в кадрах, выбранных вами для монтажа. Вот почему первоочередная, главная за­дача сценариста в работе над сценарием — это мон­таж соединение эпизодов. Вот почему монтаж внут­ри эпизода (если на своем варианте монтажа сценарист будет настаивать) таит в себе опасность того, что вы будете неправильно поняты.

Перечитывая готовый сценарий, прежде чем вы отдадите его на студию, прикиньте мысленно: правиль­но ли вы расположили в нем отдельные эпизоды? Пра­вильно ли соединили отдельные изображения внутри эпизодов?

Не забудьте перечитать!

Вам могут сказать: монтаж — это режиссерская проблема. Правильно — но отчасти. Ведь отдавая ре­жиссеру на суд сценарий, вы, кроме всего прочего, представляете ему и проект монтажа эпизодов и монтажа внутри некоторых сложных по построению эпизодов...