Какие бывают конфликты

Все мы, без исключения, так или иначе, невольно или осознанно в течение жизни становимся свидете­лями и участниками конфликтов. Но разных конфликтов — это разнообразие определяется и свойствами характеров участников, и временем и местом действия, и исторически сложившимися предрассудками, при­чинами материальными и духовными, субъективными и объективными и т. д. Раскройте любую книгу по конфликтологии (дисциплина, обобщающая исследования конфликтов психологами, философами, социологами, экономистами и др.), и с первых же страниц вы узнаете, что конфликты бывают внутриличностные, межличнос­тные, групповые, социальные, культурные, политичес­кие и пр. (эти книги не вредно почитать начинающему сценаристу — просто чтобы легче было обдумывать окружающую его конфликтную действительность).

Нет нужды здесь анализировать виды конфликтов; важно усвоить одну основную особенность изображе­ния конфликтов в сценарии: о чем бы вы ни писали — будь то мировая война или революция, научные разногласия или семей­ные драмы, парламентские интриги или бандитс­кие «разборки» — все, все конфликты в сценарии обязательно должны быть персонифицированы. Взгляды и интересы целых групп, общностей, на­родов в сценарии должны и могут быть выражены только в образах конкретных персонажей, в их ха­рактерах, поступках, речах...

Напомню еще раз: если автор эпического произве­дения — романа, повести и т. п. — описывает любое действие, событие настолько подробно, точно и конк­ретно, насколько это ему представляется необходимым, то автор сценария не вправе забывать, что по его сце­нарию это действие, это событие будет воспроизведе­но на экране. И понятно, что неточно, поверхностно описанные событие, поступок, диалог не могут быть воспроизведены.

Но вернемся к вопросу персонификации конфлик­тов. Пример. В прекрасном сценарии Ю. Дунского и В. Фрида «Служили два товарища» (Думский Ю., Фрид В. Избранные сценарии. М.: Искусство, 1975. С. 75-144) речь идет о кон­фликте глобальном — о Гражданской войне в России. Но посмотрим, какие художественные средства ис­пользуют авторы.

Две армии противостоят друг другу — Красная и Белая. Белая армия защищает свой последний плац­дарм — Крымский полуостров, для Красной Армии зах­ват Крыма означает победное окончание Гражданской войны. Конечно, в сценарии предусмотрены массовые сцены — переход красных бойцов через Сиваш, кава­лерийские атаки, перестрелки, погони и т. д. Но не в сражениях и перестрелках выражена суть конфликта. Она — в противостоянии не знакомых друг с другом героев сценария: с одной стороны красные бойцы Ан­дрей Некрасов и Иван Карякин, с другой — белый офи­цер поручик Брусенцов и медсестра Саша, его возлюб­ленная.

Некрасов — человек здравомыслящий, очень силь­ный и решительный и, видимо, отчасти разочарованный тем, что его опыт участия в революции и Граж­данской войне не вполне совпадает с той высокой целью, ради которой и была затеяна эта война.

Карякин — беззаветно преданный революции, но темный и наивный человек, слепо верящий в «светлое будущее», в то, что «через десять лет голодных вообще не будет».Брусенцов — боевой офицер, прошедший окопы

Первой мировой войны, сильная личность, циник, убий­ца, но циник, способный на самую трогательную при­вязанность к беззащитной девушке Саше, к своему коню Абреку, который с ним «с 16-го года»...

В сценарии немало и персонажей второго плана, действующих в одном-двух эпизодах, подчас очень ярких; и конфликт белых и красных (напомню: глобаль­ный конфликт!) благодаря талантливо выписанным характерам приобретает зримую убедительность. Оче­видно, что и Некрасов с его здравомыслием, и Брусенцов, у которого нет будущего, обречены. Брусенцов убивает Некрасова, а потом сам стреляется на парохо­де, покидающем Крым.

И за противостоянием красных и белых начинает проступать российская трагедия XX века: революция, Гражданская война и то, что за ними последовало, унесли лучших людей...