Клип аттракцион

В начале 20-х годов прошлого столетия великий кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн, тог­да еще совсем молодой человек, был учеником Всеволода Эмильевича Мейерхольда и много работал над казавшейся ему тогда необходимой проблемой рефор­мирования классического драматического театра. Те­атра «иллюзорного», как его тогда называли молодые театралы-реформаторы, утверждая театр «действен­ный». В те годы С. Эйзенштейн и его единомышленники и пришли к изобретению так называемого эксцентри­ческого театра и монтажа аттракционов («Монтаж аттракционов» — так называется одна из самых изве­стных статей С. Эйзенштейна). Что имелось в виду?

«В плане действенного театра возможно постро­ение агиттеатра, рекламтеатра, авантюртеатра (детектив), производственного театра, писал С. Эй­зенштейн, это деление по цели представления; по методам же обработки материала мы имеем театр биомеханический, спорттеатр, эксцентрический...

Эксцентрический театр мыслит сценическое зре­лище как процесс обработки аудитории средствами сценического воздействия. Монтаж спектакля есть изобретение и подбор таких положений, которые вызывают максимальный психологический эффект. Тако­го рода положения именуются аттракционами. Акте­ры, вещи, звуки суть не что иное, как элементы, из которых строится аттракцион; режиссер изобретает аттракционы и согласует их между собой, исходя из заданий спектакля.

Аттракционы должны строиться по методу гипер­болы, фокуса, пародии, заимствованных у цирка и ва­рьете, то есть зрелищ, составленных из отдельных трюков, не имеющих между собой сюжетной связи, чтобы зритель был насторожен, заинтригован и реа­гировал бы смехом и разрядкой напряжения. Чтоб он ни в коем случае не принял аттракцион за "иллюзорное положение"» (Цит. по: Юренев Р. «Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод». Ч. М: Искусство, 1985).

Подробнее о монтаже аттракционов и раннем пе­риоде творчества С.М. Эйзенштейна вы можете про­честь во многих книгах, посвященных его жизни и работе. Нас в данном случае интересует другое. Из­вестно: современным театром монтаж аттракционов практически для большей части театральных поста­новок не востребован. Зато оказался необходим ки­нематографу и телевидению. Вспомните хотя бы кинокомедию Г. Александрова «Веселые ребята», чуть ли не целиком построенный на аттракционах, дру­гие его фильмы... М. Ромм говорил о своем фильме «Обыкновенный фашизм», что он весь был построен по эйзенштейновскому принципу «монтажа аттрак­ционов».

Примеров использования монтажа аттракционов в кино и на ТВ можно привести сколько угодно. И, главное, есть целый вид произведений для экра­на, построенный на этом «аттракционном» принци­пе. Конечно, я имею в виду рекламные клипы. В ка­кие только нелепые ситуации нас, зрителей, авторы рекламных клипов не погружают! Все виды аттракционов, известных С. Эйзенштейну, задейство­ваны и «переизобретены»; добавьте к ним еще «ат­тракционы», о которых С. Эйзенштейн с его прозор­ливостью мог только догадываться, — бесчисленное множество компьютерных спецэффектов и возмож­ностей компьютерного дизайна. Проверено многолетним опытом: подобное постро­ение рекламных клипов производит наибольшее впечат­ление на зрителя-потребителя. И это ставит сценариста в сложное положение. С одной стороны, казалось бы, соединяй несоединимое и получится хорошо, а с другой стороны, есть логика образного мышления сценариста. Если в годы театральной деятельности С. Эйзен­штейна «максимального психологического эффекта» режиссер добивался, эпатируя зрителя неожиданным включением цирковых и т. п. номеров в спектакль, то в рекламном экранном произведении сочетание самых вроде бы нелепых положений, действий, вся­кого рода неожиданностей должно восприниматься как естественное, органичное. Придумать такие «ат­тракционные» эпизоды и их органичное сочетание (монтаж) нелегко, но почти всегда необходимо, если предполагается, что рекламное произведение не ограничивается сухой информацией о достоинствах товара (объявлением). В этом и заключается одна из творческих проблем рекламного сценариста. Прав­да, тут ему на помощь приходит «магия» экрана, которая «завораживает» зрителя, благодаря чему зритель воспринимает экранное зрелище как особый, но почти реальный мир. Но все равно, если у сценариста отсутствует воображение, чувство юмора, способность принимать неожиданные решения, ему не стоит браться за сочинение сценария для рекламы.