Закрыв последнюю страницу.

...Однажды, очарованные и покоренные каким-то замечательным романом (повестью, рассказом), закрыв его последнюю страницу, вы решили написать сцена­рий по этому произведению.

С чего начать?

А вот с чего — с подведения итогов. С осмысления того, что же вы усвоили после многократного и внима­тельного прочтения полюбившегося вам романа.

Во-первых, кто из героев произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

Так начинается отбор — отбор действующих лиц, их поступков, событий, тех мест, где разворачивается действие — это могут быть сельские пейзажи, город­ские улицы, деревенские избы и аристократические особняки, все что угодно. Но прежде чем вы напишете первую фразу своего сценария, вам предстоит боль­шая работа. Вы должны (слово «должны» воспринимай­те просто как совет, на самом деле вы ничего и никому не должны, это Творчество!) для упрощения задачи начать с составления «досье» на героев экранизируе­мого произведения. Вы должны с полной для себя яс­ностью ответить на несколько вопросов.

Герой (имярек): сколько ему лет, чем он занимается, каковы его характер, внешность, манера поведения, его привычки, мысли, мечты, устремления и т. д., и т. п.?

Событие: где оно произошло, почему, кто в нем участвовал, что происходило вокруг, как реагировали на это событие не участвовавшие в нем персонажи?

Идея произведения: в чем она заключается, какой точки зрения придерживается автор? Каковы позиции героев?

То есть вам нужно как бы «препарировать» произ­ведение, «разложить по полочкам», разобраться в нем и при этом ни в коем случае не потерять главного — его сути, духа, идеи, образов... Называется эта работа — экспликация. Другого метода нет. Различие может быть лишь в том, сделаете ли вы экспликацию на бумаге или будете держать свои «досье» в уме. Правда, когда речь идет о большом произведении, скажем, о романе, по­следнее затруднительно.

И когда вам станут абсолютно понятны все хитросплетения отношений персонажей романа (пове­сти, рассказа и т. п.) между собой, понятна позиция автора; когда вы окончательно решите, кого из героев берете в свой сценарий, а перед кем вынуждены буде­те закрыть дверь; где именно будут жить, действовать и общаться друг с другом эти герои; какую из идей (воз­можно — из многих!), высказанных автором, вы выде­ляете как главную и основную для себя, — вот тогда вы начинаете строить сюжет и фабулу сценария, под­бирая, раскладывая и укладывая кирпичики эпизодов, описанных в романе.