Ум, рассудок и фантазия

Что может быть общего между сценариями игро­вых фильмов и телепередач и сценариями фильмов и передач документальных? Да и есть ли оно, это общее? Думаю, необходимо прийти к какому-то определенно­му выводу, чтобы впредь никаких неясностей по этому поводу у нас не возникало.

Схожая проблема обсуждалась еще в позапрошлом веке. Как относиться к произведениям литературы, в которых все персонажи, их характеры, все перипетии их судеб, их поступки на фоне ярких событий — вымышле­ны, и к произведениям, где подлинные герои, современ­ники или жившие в прошлом, участвуют в подлинных же событиях? Каким должен быть подход к созданию таких произведений в одном и другом случаях?

Середина XIX в. В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», рассуждая о том, что общего между художественной литературой и со­чинениями на исторические темы, основанными на чисто документальных материалах, отмечал: общее —есть! Он писал:

«Говорят, что для науки нужен ум и рассудок, для творчества — фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто, хоть сдавай его в архив. А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фантазии?» И еще: «Что общего между вымыслами фан­тазии и строго историческим изображением того, что было на самом деле? Как что? Художественность изло­жения! Недаром же историков называют художниками. Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами и дол­жен только о том стараться, чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что вер­ное воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более как камни и кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание!»

В наше время, увы, историков уже не называют «художниками», тем не менее, утверждение В.Г. Белинского, что строго документальное произведение требует к себе такого же отношения, как любое заранее имену­емое «художественным», на мой взгляд, абсолютно вер­но и сегодня, и завтра тоже будет верно. Оно примени­мо к художественной и документальной прозе, и в той же степени — к сценариям, игровым и документаль­ным, если, конечно, относиться к сценарию как к лите­ратурному произведению. Давно уже установлено и доказано теоретически и практически, что сценарии публицистических, документальных, хроникальных и т. п. фильмов и передач создаются по тем же законам, что и игровые. По законам «ума, рассудка и фантазии». Вот что по этому поводу говорит выдающийся современный кинорежиссер, много работавший и над игровыми, и над документальными фильмами, Алек­сандр Сокуров:

«Есть кинематограф не игровой, его цель — создать художественное произведение неигровыми средствами... Документальное кино это авторский, личный взгляд на время, человека, образ, создаваемый неигровыми средствами...»

С А. Сокуровым трудно не согласиться. И докумен­тальное кино, и игровое суть художественные произве­дения (при достаточном качестве, конечно). Различны тут средства: они могут быть неигровыми (определенным образом снятые, смонтированные и озвученные подлин­ные события) и игровыми (роли, написанные для акте­ров, и актерами сыгранные). Естественно, то, что отно­сится к законченному фильму, в полной мере имеет отношение к первому этапу работы над фильмом: со­зданию сценария.

Приведу еще один пример: фильм М. Ромма «Обык­новенный фашизм». Никто не усомнится в его художест­венности, хотя в нем нет ни одного игрового, не докумен­тального кадра.

Итак, сценарий — это литературное произведение. Вы снова можете возразить: литературные произведения создают писатели, а не всем же дано быть писателями! Да, естественно, — не всем. Но, во-первых, сцена­рий как полноценное литературное произведение — это идеал, цель, к которой могут и должны стремиться все сценаристы. Во-вторых, это проблема таланта, одарен­ности автора сценария, а нас в данном случае интере­суют азы профессии. Сценарист — это профессия, для некоторых людей — единственная, для других из граней профессии журналиста...