Проблемы финансирования организаций культуры.

Организации сферы культуры, испытывают большие трудности в получении доходов. Собственные доходы театров не превышают 20% от общего бюджета. Оптимальным выходом из кризисного положения считается спонсорство бизнеса. Но театрам недостает «ноу-хау». Ограничены возможности местной экономики. Сегодня театры не могут компенсировать потерянные субсидии. В этой связи некоторые из них пытаются заработать деньги сдачей площадей в аренду или предложением услуг своих мастерских. Нерациональность действующей театральной модели осознается как внутри театров, так и властями. Но мало кто предпринимает попытки внести в нее изменения или заняться поисками альтернативных моделей.

В некоторой степени сохранился еще престиж репертуарных театров. В основном от их роли в советский период, когда они поддерживали развитие культурного и языкового самосознания, способствовали продвижению новой идеологии.

Однако и репертуарные театры нуждаются в адекватных времени стратегиях выживания и развития, в современных формах привлечения зрителей как сегодня, так и в будущем. Хотя они по-прежнему остаются привилегированными по сравнению со вновь возникающими независимыми труппами: им гарантированы определенные субсидии, в то время как новые труппы могут рассчитывать только на небольшие случайные гранты. Правительственная отговорка сводится к тому, что имеющееся государственное финансирование должно быть направлено, прежде всего, на репертуарные театры, поскольку они - учреждения государственной опеки. При этом не учитывается эффективность инвестирования в репертуарный сектор по сравнению с независимыми труппами.

Следует отметить, что реформирование театрального сектора должно быть тщательно продумано с учетом сокращения государственных расходов и бюджетного перераспределения. Необходимо также принимать во внимание изменение потребностей публики как в больших и малых городах, так и в сельской местности.

Необходимость удерживать имеющуюся публику и привлекать новую, особенно из среды молодежи и социально незащищенных слоев населения. заставляет ставить следующие вопросы:

– Способны ли репертуарные театры содействовать решению социальных проблем?

– Какие другие типы театральных организаций могут быть более эффективны?

Взаимоотношения с властью, ответственной за принятие решений, налоговая и ценовая политика, условия работы, ритм постановочной и гастрольной деятельности, спонсорство и коммерческая деятельность, паблисити, образовательные программы и связь с прессой – все это элементы системы, которая существует для обслуживания публики.

Театральные организации, репертуарные или иные, должны стать самостоятельными в правовом, управленческом и финансовом смысле. Но одновременно это повышает ответственность. Театральные организации не должны ожидать, что кто-нибудь, например, правительство, будет решать за них финансовые или другие принципиальные вопросы. В этой связи признается важность независимых советов для театральных организаций.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что для улучшения финансового состояния театров, необходимо внедрить следующие мероприятия:

1.Ко всем системам распределения государственных субсидий должны применяться одинаковые критерии: равенство доступа, независимые компетентные экспертные комиссии, прозрачность правил получения, открытость процедуры назначения, которые исключают или минимизируют конфликты интересов.

2.Театрам необходим легальный статус неприбыльных организаций с соответствующими налоговыми льготами. У тех, кто получает субсидии, должны быть правительственные контракты, формулирующие обоюдные обязательства.

3.Театральные организации должны управляться независимыми комитетами, назначаемыми на ограниченное время, на основе профессиональной компетенции.

4.Государственные органы управления, выделяя субсидии, должны сформулировать, чего они ожидают взамен: определенного количества премьер, постановок, гастрольных спектаклей, процента дохода и т.д.

5.Спонсоров целесообразно поощрять соответствующими налоговыми льготами.

6.Государственные власти должны стимулировать любые формы и виды деятельности, поддерживающие театральное искусство и театральных деятелей: обучающие программы, курсы и мастерские для профессионального развития, информационные центры, ассоциации и т.п.