Бельгия

Бельгия - вторая после Франции страна, где афиша получил неожиданно бурный прием и распространение. Эту страну по праву считают второй родиной афиши. До 1889 года иллюстрированная афиша была практически неизвестна. Разве что афиши американского цирка. Первые афиши бельгийских авторов Дайка (Duyck) и Креспина (Crespin), вышедшие в 1886 году, были монохромными, тираж был невелик. Ни одна типография не была способна отпечатать их в цвете.

Распространению художественного плаката в Бельгии во мно­гом способствовала деятельность Ж. Шере. После международной выставки 1889 года он проводит несколько лет в Брюсселе, где по приглашению "Группы XX" в 1891 году помогает организовать выставку афиш. Это время характеризуется деятельностью в Брюссе­ле различных культурных кружков. Среди них - "Группа XX", пе­реименованная в 1893 году в группу "Свободной эстетики", в которой вплоть до Первой мировой войны находится весь европейский художественный авангард. Кроме того, в 1892 году образуется кружок "За искусство", в 1893 году - "Ле сийон"("Lе Sillon"). Вся пред­шествующая их деятельность - прелюдия к выпуску плакатов ху­дожниками первого плана, таких как Кнопф (в 1891 г. для "Груп­пы XX"), Ван Риссельберг (2 плаката в 1896 г. для "Свободной эсте­тики"), Комбэз (1903 г.), Креспин, Энри Монье (техника и цвет японской живописи), Туссэн (1895 г,) Стивене (1896 г.), Дельвиль (1892 г.). Но все это были афиши общекультурного плана (салон­ные). Впервые афиша рекламного характера на заказ сделана Комбезом для магазина декоративного платья. Благодаря издателям Госсену, вдове Монном, Гувелузу, Мартенсу в 90-е годы Брюссель становится одной из европейских столиц рекламной афиши,