Престижность и роскошь

Прежде всего, какая разница между престижностью и роскошью как коммуникационными целями?

Престижность — это для потребителя гордость от обладания това­ром, для производителя — незапятнанная репутация, а роскошь — крайняя ценность товара. Можно сказать и по-другому: престиж (от франц. prestige) изначально — обаяние, очарование, позже — автори­тет, влияние, уважение; роскошь, по СИ. Ожегову — «внешнее вели­колепие, излишества в комфорте, в удовольствиях»1.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1964.

 

 

 

 

Исходя из этих определений, можно утверждать, что по части престижа российским товарам отражать нечего, за исключением за­воевавшей уважение во всем мире советской (российской) военной техники. В журнале «Военный парад» военная техника рекламиру­ется эффектными слайдами с пояснительными подписями. То есть для достижения коммуникационной цели — отражения в рекламе престижа пользования российскими вооружениями — применяется прямая информация о товаре. Подобный подход характерен для подавляющего большинства престижных товаров, например швей­царских часов (красивые фотографии отдельных моделей), автомо­билей «Lexus» или «Toyota Camry» бизнес-класса (эффектные ви­деосъемки эффектных автомобилей на эффектных дорогах или эффектных хай-тековских строительных объектах), мобильных те­лефонов (с отражением изысканности дизайна, новых встроенных функций и новых высоких технологий) и т.д. Среди российских брендов коммуникационная цель «престиж» отражается в названи­ях в основном торговых организаций, например сети парфюмерных магазинов «АрбатПрестиж». Но подобный подход годится только тогда, когда отражаемое изделие имеет всем (!) известный, «раскру­ченный» бренд, желательно со своей «летописью» (для торговых ор­ганизаций это необязательно; достаточно того, что они торгуют «летописным» брендированным товаром). Рекламист и маркетолог в отражении престижности владения и пользования изделием вы­полняют функции летописца, где каждый принт или клип есть «ле­тописная страница», но не более того. А более того и не нужно, ибо для потребителя в данном случае важно не столько изделие, вещь, сколько ее бренд — не материальное отражение товара как его пре­стиж и репутация.

С роскошью дело обстоит по-другому.

Роскошь — это излишество, в отличие от заслуженного много­летним трудом престижа. Излишество же сегодня есть, а завтра его нет — оно, в отличие от престижа, непостоянно. И этот фактор си­юминутности накладывает свой отпечаток (часто из-за прессинга субъективных позиций производителя на профессиональные, а потому более объективные взгляды рекламиста) на большинство вербальных и визуальных отражений товара, стремящихся пред­ставить роскошь как коммуникационную цель. Примеров множе­ство, особенно показательных для «молодого» российского произ­водителя. Везде золото, пурпур, фактуры муара или атласа, псевдосредневековые гербы и навязчивое напоминание потреби-

 

 

 

телю о «вековых традициях качества» фирм с историей от года до 10 лет.

Наконец, апофеозом отражения роскоши в отечественной рекламе может служить телевизионный ролик, посвященный мороженому «Золотой слиток», в котором как бы крестный отец мафии, взвешивая «слиток» мороженого на руке (вес упаковки 220 г) и мрачно улыбаясь, цедит сквозь зубы: «Семья будет довольна...»