Промыслов

Гжельская керамика.Первый керамический завод в Гже­ли был основан в 1802 г. крестьянином Куликовым, который, используя богатые традиции гжельских кустарей, начал выра­батывать сортовую посуду и керамические украшения. Пер­вые работы гжельских кустарей и небольших полукустарных заводов отличались своеобразием форм и яркой реалистической росписью. В отличие от других подобных промыслов, в работах гжельских мастеров отчетливо проявилась русская национальная манера в живописи и орнаменте. Технология производства кера­мических художественных изделий своеобразна и включает в себя формовку, живопись и глазурование.

Изделия вырабатываются из мергелевых гжельских глин с добавлением кварца, известняка и углекислой извести. В сы­ром виде масса имеет темный цвет, а после обжига приобретает желтоватый или золотистый.

Посуду формуют в гипсовых формах или на гончарном круге. Сформованное изделие сушится на воздухе, затем об­жигается. Обожженное изделие покрывается глазурью и снова обжигается. Роспись выполняют вручную. Живописцы распи­сывают всю поверхность изделия (крытье), или расписывается только центральная часть изделия по белому фону. Основным видом отделки остается подглазурная роспись кобальтом по белому фону. Реже применяется роспись золотом по темно-си­нему кобальтовому фону. Гжельские мастера выпускают чай­ные сервизы, чашки, чайники, сахарницы, бокалы, вазы для цветов.

Скопинская керамика. Вгороде Скопине Рязанской обла­сти с давних пор кустари делали гончарные горшки, игрушки из глины и глиняные фигурки. Скопинская керамика возникла на базе местных залежей гончарных глин. С середины XIX в. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов. За последние годы развилось производство своеобразных по форме и самобытных по отделке изделий. Изделия формуются из глины на гончар­ном круге, а затем подвергаются ручной доработке. Мелкие из­делия лепятся от руки, благодаря чему создаются сложные формы. Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричнево­го цвета, обладающий множеством оттенков и переливов. Тем­ные тона образуются в местах, где краска легла более глубоким слоем. Для создания изделия более широкой цветовой гаммы изделия покрывают в несколько слоев. В выразительности скопинской керамики цвет играет важную роль. В ассортимент скопинских изделий входят вазы, цветочные горшки, блюда, сахарницы. Сосудам могут придаваться формы богатырей; крылатых драконов, баранов, львов с пышной гривой. Благода­ря затейливым формам изделия воспринимаются как декора­тивная скульптура.

Дымковская игрушка. Одной из разновидностей керами­ческих художественных изделий является дымковская (вят­ская) игрушка, зародившаяся в слободе Дымково близ города Кирова. Обобщенность силуэта, резкая подчеркнутость наибо­лее характерных деталей, яркая роспись блестящими крас­ками по белому фону — все это делает дымковскую игрушку ценным художественным произведением. Игрушки лепятся руками из красной жирной глины, отверстия прокалывают палочками. Вылепленная игрушка просушивается на воздухе, потом обжигается в печах. Обожженные игрушки несколько раз покрывают смесью мела с молоком. По белому фону наносится яркая многоцветная роспись анилиновыми и темперными красками — геометрическими фигурами, яркими пятнами; кривыми пересекающимися полосами. Дымковская игрушка; нарядна и выразительна.

Богородская резьба. Вселе Богородском Московской обла­сти издавна существует народный промысел резьбы по дереву. Изделия богородских мастеров вырабатываются двух типов: раскрашенные в яркие цвета игрушки и белые не окрашенные, но декорированные орнаментальной нарезкой. В некоторых случаях изделие покрывается морилкой и лакируется. Заго­товки получают из осины, ольхи, липы. Рабочим инструментом является специальный богородский нож. Иногда фигуры при­водятся в движение с помощью специальных механизмов, на­пример «мужик и медведь».

Абрамцево-кудринская резьба.Название промысла про­изошло от села Абрамцево и деревни Кудрине. Сегодня про­мысел объединяет мастеров нескольких деревень с центром в Хотькове. Мастера создают высокохудожественные предме­ты быта, служащие одновременно украшением. Это различные по форме блюда, письменные приборы, шкатулки и др.

Хохломская роспись.Название промысла произошло от селения Хохлома Нижегородской области, где с конца XVIII в. развивается своеобразный способ декоративной росписи дере­вянных изделий. Вначале выпускались только ложки. Изготов­ленное из мягких пород дерева изделие грунтуется (покрыва­ется слоем жидкой глины), пропитывается сырым льняным маслом и три-четыре раза покрывается олифой. Затем изделие прогревают в печи, где олифа подсушивается. На эту основу наносится художественная роспись, покрывается олифой и два раза — бесцветным лаком, затем просушивается при темпера­туре около 100 °С. Хохломские изделия отличаются строгостью цветовых сочетаний — красный и черный, красный, зеленый и черный. Выпускаются декоративные вазы, ложки, сахарницы, бочонки, декоративные блюда.

Федоскинская лаковая живопись.Федоскинские мастера применяют для живописных работ масляные краски. Иногда в качестве фона выбирают перламутр. Основными сюжетными миниатюрами являются традиционные тройки (летние и зим­ние), пейзажи, натюрморты, темы русских народных сказок. Ассортимент включает шкатулки и коробочки. Федоскинские изделия характеризуются мягкостью светотеней, яркостью колорита и реалистичностью.

Палехские изделияизготавливаются в селе Палех. Рису­нок наносится темперными красками с добавлением уксуса и использованием своеобразного приема. На изделие наносят слой сусального золота, а затем тонкой иглой осторожно выца­рапывают красочный слой, создавая по цветному фону золотые узоры. Фон — черный, с тончайшими золотыми нитями. Сюжеты миниатюр разнообразные. Наряду со сказочными и былинными сюжетами встречаются литературные и исторические. Фигуры вытянуты, пейзажи условны.

Мстерские изделия.Сцены изображаются на фоне ярких пейзажей — скал, пригорков, растительности. Композиция оформляется тонким золотым орнаментом. Стиль живописи

Мстеры строится на реалистичном отображении окружающей действительности. Цветной фон — голубой, розовый, золотистый. Характерная цветовая гамма — голубовато-серебристая,

охристо-желтая, киноварно-красная. Используются темперные краски.

Холуйские изделия.Особенностью манеры живописи является использование коричнево-оранжевого и синевато-жел­того тонов. На фоне пышного пейзажа выписываются фигуры : людей. Выполняются композиции на сюжеты былин, народных сказок, произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Ис­пользуется темперная краска.

Холмогорская резьба по кости.Стиль холмогорских мас­теров раскрывается в плоской ажурной резьбе и миниатюрной ' круглой скульптуре. Ажурная плоскорельефная резьба с раз­нообразными сюжетными сценами используется для шкатулок, кубков, ручек ножей.

Чукотская скульптурапредставляет собой миниатюрные скульптуры, изображающие мир северной природы, труд и отдых чукчей.

Вологодское кружево.Все изображения в вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по Ширине полотнянкой. Они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных звездочками и розетками. Узор выполняется в виде крупных, симметричных, обобщенных растительных форм, женских фигур и петухов-павлинов.

Елецкое кружево.Елецкие кружева более тонкие и лег­кие, без контрастных переходов. Объемность узора достигает­ся за счет разной плотности плетения. Основными мотивами являются снежинки и морозные узоры.