Предыстория теории и практики качества

Ничто не рождается из ничего. Так же обстоит дело с теорией и практикой качества и управления качеством. Поэтому знание предыстории современного качества имеет первостепенное значение для понимания процессов, происходящих в этой важной области.

Внимательное изучение прошлого показывает, что цивилизация находилась на завидном уровне развития, и каждую эпоху в различных областях жизни и деятельности были созданы продукты, обладающие высшим качеством.

Археология и родственные ей науки, проникая все глубже в минувшие эпохи, получают объективные доказательства, свидетельствующие о невероятных достижениях в инженерном деле и других областях деятельности, которые нельзя представить без высокого уровня качества и управления качеством.

Буквально каждая из известных древних цивилизаций обладает более чем очевидными доказательствами высшего качества. Совершенно неважно, идет ли речь о доисторических временах, Минойской культуре Крита, многотысячелетней истории Китая или Индии, древних египтянах, жителях Месопотамии, древних греках, римлянах, племенах майя, инков или ацтеков — можно их перечислять и далее — у них всегда встречается одна общая черта: древние инженеры могли бы и ныне прочитать лекцию о науке качества. Поэтому для всех, кто интересуется вопросами качества, важно знание и уважение этих достижений. Это необходимо хотя бы для того, чтобы научиться уважать поколения гениальных людей и понять, что качество обладает богатой традицией, такой же древней, как и сам род людской. К сожалению, время, войны и другие катаклизмы многое уничтожили. Поэтому мы, возможно, никогда не узнаем все о качестве, достигнутом в ремеслах, изделия которых не могут одолеть время и преднамеренное разрушение. Так, исчезли многие планы и чертежи, письменные документы и инструменты, и многое другое, что могло бы пролить свет на достижения наших предков в области измерений, испытаний, контроля и планирования качества.

Современным историкам качества остается довольствоваться такими памятниками достижений человечества, которые были выстроены либо из материала, не подверженного разрушениям, либо их конструкции обладали особой сопротивляемостью, что позволило им сохраниться до наших дней, и частью документации, в виде древних расшифрованных рукописях, таких как линейное письмо, иероглифы и клинопись. Другими словами, история качества базируется в основном на капитальных архитектурных и строительных сооружениях древних цивилизаций и сохранившихся письменных документах. В этой вводной части намеренно приведено лишь частичное описание некоторых выдающихся достижений прошлых эпох, а слушателю предоставляется самому сделать вывод о потенциале тех, кто их задумал и осуществил, а также о необходимых знаниях и искусном использовании контроля и управления качеством.

Под предысторией качества можно подразумевать развитие цивилизации вплоть до 50-х гг. XX в.

Таким образом, историю качества, как и историю цивилизации, можно разделить на предысторию (древний и средний каменный век, бронзовый и железный века) и историю нового мира. Учтем, что до этого времени качество трактовалось как составная часть искусств, областей знания, и т.п.

· Tumulus (лат. — надгробный камень) Newgrange (Ньюгрэндж) в Республике Ирландии — одно из древнейших каменных сооружений в мире, свидетельствующее о высоких достижениях древних во многих областях деятельности, особенно это касается контроля качества. В 45 км от Дублина, столицы Республики Ирландии, находится город Дрогеда. В нескольких километрах от него случайно под одним из холмов обнаружено одно из древнейших каменных сооружений: захоронение неизвестной цивилизации, датируемое примерно 3250 г. до н. э. Другими словами, Newgrange tumulus построен за 500 лет до древнейшей пирамиды!

Это доисторическое сооружение имеет впечатляющие размеры: оно построено в виде правильной окружности диаметром 85 м (почти как футбольное поле), каменный свод имеет высоту 13,5 м, весит около 200 000 т., а с внешней стороны стен расположено 97 гранитных камней с рельефными узорами. Свод поддерживают богато украшенные каменные громады высотой 19 м, тоже богато украшенные. В радиусе 104 м находятся остатки 38 мегалитов диаметром 2,4 м, каждый из которых весит более 20 т. Чтобы попасть вовнутрь, надо пройти мимо 450 огромных плоских каменных блоков. Центральная часть гробницы состоит из трех камер с полами из авантюрина, камня, который светится на солнце золотистожелтым светом. Над дверями расположена огромная плоская плита весом около 5 т, в ней мастерски сделано окошко, которое открывается и закрывается крышкой из кварца.

Профессор Майкл О Келли из университета в Корке в 1967 г. установил, что солнце единственный раз в году в день зимнего солнцестояния через окошко в течение нескольких минут освещает только низ гробницы — каменный бассейн с останками человеческих костей.

Каменный бассейн находится на 1,8 м выше фундамента надгробного камня и удален более чем на 50 м от входа. Точность исполнения, учитывая, что некоторые каменные блоки весят несколько десятков тонн, даже в случае использования современной техники могла бы вызвать восхищение. Неудивительно, что Newgrange tumulus привлекает сотни тысяч любознательных туристов.

Это сооружение подразумевает высшее знание не только в области астрономии и строительства, но измерений, контроля и надзора.

· Дворец в Кноссе (примерно 2400—1400 гг. до н.э.) отличает совершенная архитектура, художественные произведения непреходящего значения и оригинальное градостроительное решение.

Минойская цивилизация на острове Крит в Греции началась еще за 7000 лет до н.э. и продолжалась до нашествия греческих племен (примерно XIV—XIII вв. до н.э.). Когда речь идет о Кносском дворце, различают два периода – древний: с 2400 г. до н.э. до катастрофического уничтожения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин около 1700 г. до н.э., и новый: с 1700 г. до примерно 1450 г. до н.э.

Раскопки Кноссного дворца на Крите начались в 1900 г. и с перерывами велись 35 лет. Исследования ведутся и в настоящее время.

Дворец занимал примерно два гектара площади (точнее 22 000 м2, имел более 1400 (!) помещений и залов на четырех надземных и четырех подземных этажах и был точно ориентирован главными входом и выходом в направлении север—юг.

Все раскопки свидетельствуют о едином архитектурно-градостроительном решении и четкой функциональной направленности дворца. Качество проектирования, исполнения и контроля таковы, что им и сейчас можно позавидовать. Особый интерес вызывает инженерное решение систем охлаждения, водопровода и канализации. Судя по всему, во дворце постоянно проживало более 15000 человек. Следует подчеркнуть отсутствие оборонительных стен и других фортификационных сооружений, что свидетельствует о цивилизации, без помех развивающейся более 5000 лет. Большое число документов, выполненных так называемым линейным письмом А на глине и камне, найденных во дворце, не расшифрованы до сих пор.

В развалинах дворца найдены и величественные фрески — бесспорно художественные произведения. Обработка камня и благородных металлов также поражает своим высочайшим качеством. Например, непонятно, как сделана монолитная ваза из горного хрусталя высотой примерно 45 см (исключительная трудность обработки связана с твердостью и хрупкостью основного материала, особенно внутреннего объема вазы), а также художественно обработанная обожженная глиняная посуда, стенки которой имеют толщину 1мм (так называемая «яичная скорлупа»).

О качестве труда и искусстве мастеров свидетельствует найденный кувшин в виде головы быка (голова — из мрамора, глаза — из горного хрусталя, губы — из алебастра, а рога — из золота).

Здесь в течение многих веков реализовывался единый проект при обладании инженерными знаниями, в том числе и деталями управления качеством.

· К семи чудесам античного света (древнего мира) относят: пирамиду Хеопса в Гизе (Египет), висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе (Турция), статую Зевса в Олимпии (Греция), Колосс Родосский (Греция), Фаросский маяк в Александрии (Египет) и Мавзолей в Галикарнасе (Турции).

Качество труда древних мастеров характеризует данные о семи чудесах тогдашнего света:

- Пирамида Хеопса строилась в течение 30 лет; ее высота 146,6 м., размеры основания 229х229 м., вес 6400000 т. она состоит из более чем 2000000 каменных блоков, каждый из которых весит более 2 т. Она единственная сохранилась из всех семи чудес света. Датируется примерно 2600 г. до н.э.

Многие менеджеры были бы счастливы обеспечить такую идеальную обработку камня, который использовался при строительстве пирамид (если учесть, что обрабатывался более чем в 2000 км от места строительства), а также качество строительства, при которых измерение и контроль доведены были до совершенства. Стоит только представить, как бы выглядела пирамида без точнейшего нивелирования каменных блоков и при некачественной их обработке.

- Сады Семирамиды приказал создать Навуходоносор (или Набукко) Второй для своей супруги Семирамиды, которая в междуречье Тигра и Евфрата тосковала по родным холмам. Согласно существующим данным, это была ступенчатая семиэтажная пирамида с искусственными ручьями и террасами с каменными балконами, покрытыми слоем земли толщиной более 3 м, с буйной растительностью. Считается, что строительство длилось более 20 лет (3 тысячелетие до н.э.).

- Храм Артемиды в Эфесе с основанием 105х51 м был построен из мрамора. Храм окружали 127 монолитных колонн высотой 18 м. Строительство закончено в 560 г. до н.э.

- Статуя Зевса в Олимпии, произведение Фидия, была изваяна из мрамора, слоновой кости, литого золота и драгоценных камней. Создавалась в течение 32 лет. Филон из Византии (II в. до н.э.) писал о ней: «человек должен восхищаться остальными шестью чудесами света, а перед статуей Зевса он должен пасть на колени». Закончена около 430 г. до н.э.

- Колосс Родосский — маяк при входе в гавань одноименного острова. Создавался в течение 12 лет, отлит из медного сплава и до сих пор неясно, как это сделано — учитывая высоту 32 м. В руке он держал факел, а между расставленными ногами в гавань города Родоса заходили корабли. Начал использоваться в 290 году до н.э.

- Фаросский маяк в Александрийской гавани имел высоту 140 м., основание 30х30 м., а луч его был виден за 40 км. Строили его 21 г., закончили в 280 г. до н.э. Маяк имел хрустальные призмы, фокусировавшие свет. До сих пор ненайдены описания техники изготовления и формы этих призм.

- В Галикарнасе царь Мавзол приказал построить храм-памятник (отсюда — Мавзолей) себе и своей умершей супруге Артемисии. Храм имел в высоту 50 м. Он был окружен 36 колоннами высотой 12 м, поддерживающими единую 24-ступенчатую пирамиду. На верху пирамиды стояла солнечная колесница, уносившая в небо царя и его супругу. Построен в 300 г. до н.э. Основание храма имело размеры 36х39 м. Разрушили храм, находившийся во всей красе, в 1522 г. христианские рыцари ордена Иоаннитов из зависти и ненависти к «языческому» искусству, а руины использовали в качестве каменоломни.

Подобные примеры можно перечислять до бесконечности. Будущим исследователям истории и предыстории качества остается бескрайнее поле деятельности, и еще долго будут изучаться технологии проектирования и контроля качества, которые как драгоценные цеховые знания передавались из поколения в поколение. Это нелегко и непросто: само выделение элементов качества из профессий и научных дисциплин требует энциклопедических знаний в области общей культуры и специальных в области качества отдельной дисциплины. Ныне трудно найти универсального гения: изучение истории качества, судя по всему, потребует в будущем деятельности экспертных комиссий.