ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ

Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. Например, мы слушаем в кругу семьи чтение книги, по радио последние новости, в грамзаписи чтение стихов, прозы и т.д. Слушание - это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. Рассматри­ваемая разновидность речевой деятельности сопутствует человеку с самых первых лет его становления. Именно благодаря слуша­нию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порож­дения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, рече­вой памяти, на формирование устной речи, в частности ее выра­зительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (испол­няют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, согла­шаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на инто­нацию высказывания. Дети слушают сказки, басни, повести и т.д., которые им читают, реже - рассказывают взрослые, слушают ра­дио- и телепередачи.

В школе слушание - один из важнейших путей усвоения ин­формации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Учитель на­чальной школы делает это на всех уроках, формируя важное об­щеучебное умение межпредметного характера. Однако эта об­ласть развития речи недостаточно разработана в методике: неиз­вестно, чему, на каком этапе надо учить и как, если иметь в виду формирование умения слушать.

Психологи утверждают, что при слушании происходят такие основные процессы: опознавание речевых единиц, их смысловая


переработка и на этой основе - понимание речи. Естественно, смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понят­но, ясно высказывается говорящий, от темпа, громкости его речи, от умения выделять главное, устанавливать контакт с ау­диторией, перестраиваться на ходу и т.д. Замечено, что гово­римая речь легче воспринимается, чем та же по содержанию и стилю, но озвученная письменная речь. С другой стороны, многое зависит от слушателей, их подготовленности к воспри­ятию материала, от того, как они владеют опорными знания­ми, которые нужны для восприятия новой информации, от то­го, как они умеют слушать, какими приемами усвоения инфор­мации на слух владеют.

Следовательно, решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что в школе на уроках русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное, критическое восприятие текста. При всей условности выделения этих взаимосвязанных видов восприятия их знание позволит учителю обоснованно планировать и проводить необ­ходимую в конкретных условиях работу по обучению умению слушать.

Глобальное восприятие предполагает восприятие тек­ста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить (более или менее развернуто), о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Вопросы учителя типа: так о чем шла сегодня речь на уроке (или: я гово­рил на уроке)? Что же главное я хотел сказать (доказать, объяс­нить, рассказать)? О чем говорится в тексте? Как можно озагла­вить текст (высказывание)? и т.д. - развивают именно глобальное восприятие, с которым мы встречаемся в жизни, когда нам важно осмыслить только тематику радио- и телепередач, понять главное в высказываниях нашего собеседника (или собеседников).

Когда учитель, отрабатывая какие-либо грамматические уме­ния и навыки правописания, привлекает текст, имеющий образо­вательно-воспитательное значение, он, прочитав его целиком, не­пременно проверит, поняли ли ученики главное: о чем говорит писатель? Чему учит рассказанное? Как можно озаглавить прочи­танный текст (например, текст для диктанта)? И т.д.

Если иметь в виду воспитательный аспект, то учитель-словес­ник должен говорить с детьми обо всем, что они воспринимают вне класса, что их волнует, чем они живут. Этой задачей объясня­ется необходимость проведения разговорных пятиминуток (или десятиминуток) на темы «Обзор интересных радиопередач» или «А ты слушал по радио, что...» и «Знаешь ли ты, что...», «Кратко


об интересном». Выполнение задания с установкой написать, о чем сегодня сообщили по радио (по телевидению) на тему «Сегодня в утренней передаче», также служит этой цели.

Детальное восприятие предполагает, как это явствует из названия, осознание если не всех, то, безусловно, самых глав­ных смысловых блоков текста - в зависимости от установки, ко­торая дается говорящим или которую ставит перед собой слу­шающий. Такая установка сопутствует подробному пересказу (изложению). И если ученик пересказывает повествование, он должен прочувствовать последовательность действий, лежа­щих в его основе, их временные, причинно-следственные связи и т.д. Если ученику предстоит детальное восприятие текста типа рассуждения-объяснения или рассуждения-доказательства, он должен отчетливо осознать то, что объясняется или доказывается, и само объяснение-доказательство или их ряд, когда в объясни­тельно-доказательной части содержится несколько обоснований.

Детальное восприятие текста на слух требуется в случае, когда проводится такой вид работы, как пересказ (изложение) услы­шанного (говоримого или озвученного) текста; пересказ объясне­ния учителя; когда нужно запомнить несколько заданий (если учитель их не записывает), чтобы выполнить их в указанной по­следовательности; когда проводятся дискуссия, диспут.

Критическое восприятие основывается и на глобаль­ном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно требует кри­тического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивирован­ного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его ар­гументацией, с формой выражения мысли и т.д. Установка на критическое восприятие текста практикуется в том случае, когда проводится изложение с дополнительным заданием (см. об этом на с. 285), поисковое задание, в котором используется текст.

Каждый раз, когда учитель призывает учащихся внимательно слушать, он, в сущности, обучает этому умению, но далеко не всегда это осознают и дети, и сам учитель. Между тем внимание эффективнее всего организуют мотивация предлагаемого задания, установка на восприятие, контроль за выполнением задания: «Мы учимся обсуждать спорные вопросы. Постарайтесь понять другую точку зрения, тогда сможете убедительно раскрыть свою, возразить»; «Вы должны оценить ответ товарища и свою отметку мотивировать, объяснить, обосновать»; «Ваша задача -вычленить и записать основное положение высказывания». И т.д.

Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить, что слуша-


ние и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми, Человек, который умеет слушать, не перебьет другого и легче его поймет, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела, и т.д. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура.

Известны следующие виды работ по развитию умения слушать:

- повторение учащимися высказанной учителем установки -
задания;

-запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слу­шатель считает нужным запомнить, например тезиса высказыва­ния, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.; запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во вре­мя объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, более или менее развернутых, -
в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на ос­
нове услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы,
пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

- конспектирование, составление тезисов;

- кодирование (символическое изображение) информации (со­
ставление таблиц, схем и т.д.);

- многократное прослушивание магнитофонной записи, грам­
пластинки и т.д., предполагающее критическое осмысление ус­
лышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе
его интонационного оформления).