Сформулируем в общем виде основные положения изложенного подхода к тексту. Текст — это отрезок письменной речи, в котором получает языковую реализацию некая ситуация как содержательное единство, построенное по определенному коммуникативному плану для реализации определенного коммуникативного намерения. Это определение текста трехмерно, так как оно содержит описание основных аспектов языка — семантики, синтактики и прагматики.
Текст есть продукт речи. Речь, в свою очередь, есть воплощение процесса сознания. Речевой акт — это творческий процесс, в результате которого возникает текст. Именно текст (и высказывание, которое может быть компонентом текста) имеет непосредственную соотнесенность с окружающей нас объективной действительностью. Именно текст и высказывание соотносятся с живым говорящим субъектом.
Одним из принципиальных достижений современной лингвистической науки явилось распространение текстоцентрического подхода к единицам языка. Его сущность заключается в том, что для адекватного описания языковых единиц разных уровней необходим переход от толкования этих единиц самих по себе к их интерпретации в контексте целого текста.
В результате интеграции текстом слова, грамматической формы, предложения, стилистического приема в этих единицах могут происходить существенные изменения. Влияние контекста, пресуппозиций, глобальной связности текста как категории, определяющей его содержательное ядро, и других факторов приводит к тому, что слово может выступать во вторичной номинативной функции. Вступает в действие механизм асимметричного дуализма языкового знака. Эта закономерность, впервые сформулированная С. Карцевским, проявляется в том, что обозначающее языкового знака (его форма) стремится выступать в новых функциях, а обозначаемое (его содержание) стремится выразить себя в новой форме. Асимметричный дуализм лингвистического знака особенно последовательно проявляется в поэтическом языке, в сфере эстетических знаков. При анализе художественных текстов,
как поэтических, так и прозаических, становится очевидным, что наряду с основным номинативным обобщенным значением в языковых единицах реализуются индивидуализированные значения, которые генерируются текстом.
Как высшая коммуникативная единица текст характеризуется диалектическим единством противоположностей. Он одновременно является и закрытой и открытой системой. Его признаками как закрытой системы являются завершенность и отграниченность. Поэтому в отличие от высказывания, в отличие от сверхфразового единства текст автономен и самостоятелен. Однако это лишь одна сторона текста. Он вступает в ассоциативные отношения с множеством других текстов. Ив этом плане текст не является закрытой системой. Это обстоятельство дает основания рассматривать внутритекстовые и внетекстовые структуры, говорить о закрытом и открытом анализе.
Как образование особого порядка текст имеет и особые категории. Центральным в предлагаемой концепции категорий текста является понятие функционально-семантического поля, впервые проецируемое на категории текста.
Для современной литературы основным принципом становится поиск наименее статистически частотных приемов и тем, поиск пути, по которому теще не шли. Это открывает новые перспективы в изучении текста.
Текст рассматривается как продукт естественного языка и как феномен культуры, принадлежащий художественному языку. В книге дается анализ взаимодействия номинативных знаков и эстетических знаков.
Как макротекстура текст содержит глубинную и поверхностную структуры, между которыми существуют сложные, взаимонаправленные связи. Текст развертывается как в направлении от глубинной структуры к поверхностной, так и в линейном плане. Различные представления текста взаимодействуют.
Членение текста — процесс, отражающий членение объективной или вымышленной действительности, представленной в нем. Возможно членение текста по разным принципам. Синтактико-смысловое членение текста осуществляется с помощью единиц, которые, по сложившейся традиции, называются сверхфразовыми единствами. Композиционно-смысловое членение текста приводит к выделению таких композиционно-речевых форм, как повествование, описание, рассуждение. Существуют и иные основания членения текста.
Для понимания природы текста немаловажное значение имеет отражение в тексте картины окружающего нас мира. В этом плане существует различие между художественным текстом и текстом, принадлежащим естественному языку. Если последний представляет собой отраженный и переработанный в сознании образ, действительности, то художественный текст сочетает отражение с вымыслом.
Исследования текста, осуществляемые учеными, принадлежащими к различным направлениям, позволяют наметить некоторые перспективы в изучении проблематики текста. Один круг проблем связан с экономией языковых средств в тексте. Сюда следует отнести изуче-
ние слов-заместителей, дейктических слов, изучение подтекста, пресуппозиции.
Другой круг проблем связан с картиной мира, моделируемой в тексте. Плодотворными для изучения текста могут оказаться новые формы сотрудничества науки о языке с логикой, а именно с популярной сейчас логикой «возможных миров». Возможные миры рассматриваются как миры, представляющие альтернативу действительному миру. Это то состояние мира, которое могло бы иметь место в тот или иной момент вместо реального мира. Такой мир моделирует картину, возможную, необходимую, истинную, не обязательно включающую реальный мир, а истинную для одного из возможных миров. Концепция возможных миров раскроет новые грани в семантике текста.
Третье направление связано с дальнейшим изучением категорий текста как его основных признаков. Предстоит выявить полный инвентарь категорий текста, изучить круг понятий, которые они передают, средства их формирования.
Отдельную проблему составляет изучение закономерностей художественного текста. В естественном языке доминируют два типа связей между языковыми знаками — импликационные и классификационные. Импликационные связи основываются на реально существующих связях между явлениями, объектами окружающего нас мира, классификационные — на их общности.
В поэтическом языке на закономерности естественного языка накладываются свои особенности. Совместно с литературоведением, эстетикой, психологией восприятия предстоит продолжить изучение приращения смысла языковой единицы при ее использовании в художественном тексте. Особого внимания заслуживают прагматические факторы широкого спектра — социальная и индивидуально-психологическая характеристика участников акта коммуникации, пресуппозиция общего фонда знаний о мире и др.
В разные периоды развития лингвистической науки внимание исследователей было- обращено на тот или иной аспект языковых единиц. Ведущей могла быть семантика, изучающая отношение знаков к объектам окружающего нас мира, который они обозначают. На первый план могла выступать синтактика, изучающая отношения знаков друг к другу, или прагматика, занимающаяся отношениями знаков к человеку, который пользуется языком. Для настоящего периода развития языковедческой науки характерен интерес к проблемам семантики и прагматики.
Известный физик М. Борн писал о том, что в каждый период существуют какие-то общие тенденции мысли с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности. Такой общей тенденцией, характеризующей сегодня стиль научного познания, является движение от мира вещей к миру систем.
Лингвистика текста не автономна. Она тесно связана с другими науками и, прежде всего, с семантикой и прагматикой. Взаимодействие лингвистики текста с семантикой и прагматикой перспективно. Ыа путях этого взаимодействия возможно более полное проникновение в бытие языка и в искусство слова.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................ 3
Глава I. Лингвистика текста — новая отрасль языкознания
§ 1. Предмет лингвистики текста................................................................ 4
§ 2. Связь лингвистики текста с другими науками................................... 6
§ 3. Основные направления развития лингвистики текста . . 7
§ 4. О понятии «текст»............................................................................. 11
§ 5. Художественный текст..................................................................... 13
§ 6. Онтологические и гносеологические особенности текста 19
Глава П. Интеграция текстом его компонентов
§ 1. Единицы звукового уровня....................................................... 23
§ 2. Единицы лексического уровня.......................................................... 30
§ 3. Единицы морфологического уровня................................................. 36
§ 4. Предложение в тексте......................................................................... 42
§ 5. Образная система................................................................................ 44
§ 6. Заголовок и эпиграф........................................................................... 52
Глава III. Структура текста
§ 1. Понятие «структура» . .,............................................................. 55
§ 2. Глубинная и поверхностная структуры............................................ —
§ 3. Вертикальная и горизонтальная модели порождения тек
ста ....................................................................................................... 58
§ 4. Анализ языкового материала............................................................ 60
Глава IV. Категории текста
§ 1. Общие замечания................................................................................ 80
§ 2. План выражения категорий текста ................................................... 83
§ 3. Темпоральная структура текста......................................................... 86
§ 4. Темпоральная структура научного текста........................................ 87
§ 5. Темпоральная структура художественного текста .... 91
§ 6. Анализ некоторых других категорий текста............................. 105
Глава V. Единицы текста
§ 1. Понятие сверхфразового единства............................................ 113
§ 2. Предикативно-релятивный комплекс....................................... 119
§ 3. Другие виды членения текста.................................................... 120
Заключение........................................................................................................................ 124