Темпоральная структура текста

Вкачестве примера анализа одной из категорий текста обратимся к категории художественного времени, и в более широком плане — к темпоральной структуре текста.

Выше говорилось о том, что настоящая книга строится на мате­риале художественных текстов. Однако для подтверждения некото­рых положений о формировании полевой структуры категории ху­дожественного времени представляется целесообразным сравнить темпоральную организацию художественного и научного текстов.

Описание темпоральной структуры текстов различных функцио­нальных стилей и их временной соотнесенности с внеязыковой дей­ствительностью не только поможет проиллюстрировать некоторые из сформулированных выше положений, но и раскроет новые грани различий между текстами, принадлежащими к художественной ли­тературе, научной прозе, деловым бумагам и т. д.

Под темпоральной структурой текста будем понимать сеть отно­шений, связывающую языковые элементы, включающиеся в передачу временных отношений и объединенные функциональной и семантиче­ской общностью. Для понимания вариативности времени, моделиру­емого в различных текстах, важно учитывать, помимо темпоральной структуры, их временную соотнесенность с внеязыковой действитель­ностью.

Различия в темпоральной структуре и временной соотнесенности о миром реалий затрагивают онтологический статус текста, особен­ности создаваемой в нем гносеологической ситуации и характер ис­пользуемых языковых, средств.

Сопоставим план содержания и план выражения категорий, об­наруживаемых в художественных и научных текстах. Сравним также категории текста с традиционно выделяемыми функционально-се­мантическими категориями.

Категории текста, те, которые мы называем содержательными


(концептуальными), в отличие от структурных1, сближаются с логи­ческими категориями мышления (позднее И. И. Мещанинов называл их логико-грамматическими). Именно они, как указывал И. И. Меща­нинов, ложатся в основу сознательной деятельности человека, созда­ющего язык2. В терминологии О. Есперсена это понятийные катего­рии, внеязыковые универсалии3.

Любой текст как некий материальный объект существует в реаль­ном времени и пространстве. Однако это внешний аспект по отноше­нию к тексту как произведению речи и произведению искусства. Каж­дый текст представляет собой воплощение определенного духовного содержания. Оно реализуется в особом времени и пространстве. Именно здесь начинаются различия между художественными / нехудожест­венными текстами.