Божий замысел брака

Тщательно исследовав Слово Божье в отношении брака, я обнаружил только одно требование, повторяющееся с завидной регулярностью. Бог четырежды говорит о Своем видении брака — один раз в Ветхом Завете и три раза в Новом79. Беглый анализ ссылок показывает, что это требование выдвигается Создателем брака один раз до грехопадения человека и три раза после. То есть Божий замысел применим и к совершенному, и к падшему человеку. Вот простой и ясный наказ Бога, данный Им мужьям и женам в книге Бытия: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Это и есть Его план брака на все времена!

Разве не интересно, что Бог знал, что даже совершенный человек не может удовлетвориться работой в одиночку?80 Он видел, что в жизни Его творения при всем ее совершенстве до падения существовала пустота, заполнить которую мог только соответственный ему помощник. Бог знал, что Адам нуждался в служении: заботиться о своей жене любой ценой. Человек должен решиться оставить даже хорошие и достойные отношения, которые поглощают время и внимание, и вместо этого принять супружество как свою первоочередную ответственность.

Адам должен был продолжать работать; он был обязан продолжать ходить пред Богом и поддерживать свою частную жизнь. Но в мире людей все другие взаимоотношения — даже с родителями — должны стать второстепенными. Фактически «отцом» Адама был Бог, и поэтому апостол Павел позже советовал не вступать в брак, если человек жаждал не нарушать своих взаимоотношений с Богом81. Почему? Потому что, женившись, супруги на всю жизнь соглашаются на человеческие взаимоотношения первостепенной важности.

Поскольку Павел говорит, что беспрепятственно служить могут только те, кто не связан узами брака, служение вне дома должно быть вторично по отношению к супружеству. Таким образом, честное исследование Писания приводит к тому, что основным служением мужа в жизни должно стать служение его жене, равно как и основное служение жены теперь — служение мужу82. И раз это — первые слова Бога о браке, они обретают тем большую важность и требуют вдумчивого изучения. Все, что мы делаем в браке, должно быть связано с достижением цели, положенной Богом для нас в Его Слове. Тогда, следуя Божьему плану, мы должны научиться принимать ежедневно те маленькие решения, которые приведут к наполнению нашей жизни, брака и семьи Его силой, Его миром, Его благоволением и Его благословениями.

Когда Бог сотворил Еву для Адама, Он сказал:

«...Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных... Но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:18—22).

Бог сотворил нас для брака. Подумайте о тех важных фактах, касающихся взаимоотношений в браке, которые можно вынести из данного отрывка.

1. Бог создал вас не в полноте. Бог сотворил мужчин и женщин для того, чтобы они соответствовали друг другу. Мы подобны и тем не менее отличаемся друг от друга. Женщина — это восполнение мужчины, а не его копия. Компьютеры и программное обеспечение — разные вещи, но одно не может функционировать без другого; так и мужья и жены необходимы друг для друга. «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от, мужа, так и муж чрез жену; все же - от Бога» (1Кор.11:11—12).

2. Бог хочет для вас совершенства. Бог создал женщину помощником мужчины. Без женщины мужчина, даже в совершенном состоянии, был неполным. Поэтому Господь Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).

3. Бог хочет благословить вас. Бог создал женщину, чтобы она была соответственным помощником. Ни одно из животных не могло оказать человеку ту помощь, которая ему была необходима. Это могла сделать только женщина. Если мужья наполняют свою жизнь активностью в различных делах, но пренебрегают своим первоочередным служением, то они терпят неудачу в Божьих глазах. (То же самое справедливо и в отношении жен.) «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Притч. 18:22; 31:10—11).

4. У Бога есть план. Статус женатого мужчины, ходящего пред Богом, всегда связан с его ролью мужа. В конце жизни Петр написал два сильных, наполненных практическими требованиями письма. Только Первое послание Петра содержит более двух десятков заповедей; одна из них говорит, что мужья будут успешны, только если их брак отражает Христа: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7. - Выделено авт.).

5. Следуйте плану и будете благословенны. Мужья имеют нужды и недостатки, которые могут быть восполнены только благочестивой женой. Согласно Писанию, жена была создана для того, чтобы восполнить недостатки и нужды мужа. Она была сотворена, чтобы стать ему уникальным помощником. Она должна воздавать «ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Притч. 31:12).

Мы все постоянно встречаемся с ситуациями («возможностями от Бога»), бросающими нам вызов: «Выберите... кому вам служить...» (Нав.24:15а).

В каждом случае мы должны честно вопрошать себя: таким выбором, действием или реакцией служу я Богу или себе? Всякое решение, касающееся нашего основного служения, брака, попадает в одну из следующих трех категорий.

 

Категория первая: обрезать нить

«Посему оставит человек отца и мать...»83

Божье требование в отношении брака состоит в том, чтобы оставить своих родителей. «Оставить родителей» означает, что наши с ними отношения переходят на новый уровень. Тогда, если в этом заключается первое решение, которое нам необходимо принять, то как должны измениться наши взаимоотношения с родителями?

 

1. Брак меняет наши авторитеты. Родители становятся нашими друзьями, причем весьма уважаемыми. Они больше не могут быть авторитетом, которому нужно следовать, однако становятся мудрыми друзьями, которые в трудную минуту могут дать совет. В этом суть взрослых взаимоотношений с родителями в семье, в которую поместил нас Господь. Таким образом, мы должны словами и действиями почитать их во все дни жизни84.

2. Брак меняет наше общение. Муж или жена становятся самым главным доверенным лицом нашей жизни. Все планы, все цели, все надежды, все страхи — всю нашу жизнь мы разделяем с соответственным нам по Божьему замыслу партнером, ибо Бог говорит: «Мужья... обращайтесь благоразумно с женами...» (1Пет.3:7а). Мы никогда не должны смотреть на мужа или жену через призму желания изменить их так, чтобы они больше нравились нашим родителям. Ориентиры поменялись; родители более не должны определять направление нашей жизни или брака. Партнер во Христе теперь тот человек, которого мы стремимся почитать, защищать, которому угождаем и служим для славы Божьей. Мы должны оказывать женам честь, обращаясь с ними «как с немощнейшим сосудом...» (1Пет.3:7б).

3. Брак меняет основание нашего самоутверждения. Наш помощник — это тот, в ком мы черпаем самоутверждение, одобрение и более всего принятие и привязанность. Родители были когда-то основанием всего, что мы делали, но теперь наш партнер по жизни становится постоянным другом и источником нашей полноты, потому что мы — сонаследники «благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитве» (1Пет.3:76). Любой грех разочарования порождает затяжную духовную болезнь.

Подумайте о тексте Евр.12:14—15: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».

Соответственным же образом — собственно, как и в любом другом духовном вопросе — необходимо желать, искать и обретать покаяние и восстановление. Благословенный брак не содержит неразрешаемых вопросов, которые игнорируются и тем самым дают «место диаволу», как об этом говорит Павел в Еф.4:27.

Честен ли я и посвящен ли я своему супругу больше всех?

 

Категория вторая: скреплять взаимоотношения

«...И прилепится к жене своей...»85

Божийплан брака указывает, что мужья и жены должны прилепиться друг ко другу, или, буквально, «зацепиться» друг за друга. Хороший брак больше основан на посвященности, чем на чувствах или простой привлекательности.

Согласно Мал.2:14 и Притч. 2:17, брак - это неизменный завет или договор, которым мы связаны. Когда два человека сочетаются браком, они обещают быть верными друг другу, что бы ни случилось. Развод не может рассматриваться как возможный вариант окончания действия этого завета.

 

1. Жена обещает, что она будет верной — даже если муж подвержен таким неприятным вещам, как горб, лысина, мозоли на пальцах ног и бифокальные очки; даже если он потеряет свое здоровье, богатство, работу или очарование; даже если появится кто-либо более привлекательный.

2. Муж обещает, что он будет верным — даже если жена потеряет свою красоту и привлекательность; даже если она не настолько аккуратна и чистоплотна или не настолько покорна, как этого ожидает муж; даже если она не полностью удовлетворяет его сексуальные потребности; даже если она глупо тратит деньги и вообще не умеет готовить.

3. И муж, и жена обещают нести полную ответственность за их взаимоотношения — таким образом, они посвящают себя друг другу, независимо от того, какие возникают проблемы.

Через брак Бог показывает путь присоединения к Его семье. Когда мы обретаем спасение, мы становимся обрученными Христу86. В течение всей жизни мы ожидаем грядущей радости от того, что станем Его невестой87. Когда человек становится христианином, он оставляет свой прошлый образ жизни, свою самость, свои собственные попытки спасти себя и обращается ко Христу — Который умер вместо грешников и ради грешников. Именно в этом акте обращения он полностью посвящает себя Ему. Суть спасительной веры заключается в личной посвященности Христу, когда человек обещает полностью доверять и служить Ему, независимо от того, какие бы чувства или проблемы ни возникали у него в течение жизни88.

Подобным же образом Божье видение брака подразумевает посвященность двух людей друг другу на всю жизнь — соединенность друг с другом в болезни и здоровье, богатстве и нищете, удовольствии и боли, радости и печали, в хорошее время и в плохое время, в согласии и несогласии.

Крепко ли я соединен со своим партнером?

 

Категория третья: разделять чудо единения двух в одно

«...И станут одною плотию...»

Божий план брака подразумевает единство и интимность взаимоотношений. В самом элементарном значении это указывает на сексуальные отношения или на физический союз между мужем и женой. Подумайте о тексте 1Кор.6:16: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: “два будут одна плоть”».

Секс подобен реке: когда она течет в отведенных берегах, это бесконечный живительный поток и безграничное удовольствие. Позвольте ей пересечь установленные Богом границы, и она опустошает, разрушает и уничтожает.

Сексуальные отношения в браке святы, добры и прекрасны. Однако сексуальная активность любого вида вне брака становится искажением Божьего плана, а потому грехом в Его очах89. Прочтите Притч. 5:19, чтобы увидеть вдохновенное описание брака, как он был задуман, данное Богом через Соломона — мудрейшего из людей на земле. Это описание человека, упоенного своей женой: полностью удовлетворенного, наслаждающегося каждой стороной жизни и всегда готового поделиться своей любовью и получить часть ее любви. А вы упоены своей женой? Выражаете ли вы необходимость в ее присутствии, времени, внимании, прикосновении и любви в вашей жизни? Постоянно выражайте свое искреннее стремление к ней, и вы пожнете щедрый урожай упоительной любви!

Я часто говорю людям, когда мы с Бонни путешествуем вдвоем: «Мы в свадебном путешествии...» Они часто улыбаются, особенно когда обращают внимание на мой возраст; я даже представляю себе, что они думают: как здорово, что эти люди наконец обрели счастье в своем втором (третьем и т.д.) браке! Обычно после некоторой многозначительной паузы я добавляю: «Мы женаты уже больше 20 лет. Но сейчас наше свадебное путешествие намного увлекательнее того, что было тогда!» Мужья и жены, — это возможно! Именно это Бог и предлагает вам.

Однако, в широком смысле, быть одной плотью означает, что муж и жена решают работать вместе как одна команда, в посвященности служить Христу и восполнять глубинные нужды друг друга.

Наслаждаюсь ли я полнотой радости, которую предлагает мне Бог в браке?

Это происходит только в той степени, в которой мы воплощаем Божий замысел брака90, что соответствует наполнению нашего дома миром и гармонией. Отклонения в этом случае вызывают диссонанс и могут отрицательно сказаться на отношениях наших детей с Богом. Дочери не научатся искусству быть благочестивой женой; сыновья никогда не узнают, что значит быть главой семьи, как это замыслил Сам Бог. Таким образом, имя Господне будет хулиться перед миром, поскольку брачный союз предназначен являть прекрасную картину любви Христа к Его невесте, Церкви91. Однако если мы с доверием сделаем брак нашим основным служением, то пожнем Божьи благословения в этом особом призвании.

Итак, теперь мы имеем полную картину библейского брака. Мы продолжим исследовать Божьи установления для брака в последующих главах и затем рассмотрим, как это влияет на успешное воспитание.

Практическое применение:

Я призываю вас, прежде чем перейти к следующей главе, «позволить, пригласить и предать себя» той Истине, которую Господь открыл лично вам. Вот как:

Выберите что-нибудь, что Господь открыл вам как сферу слабости в вашем браке, и попросите Бога укрепить вас — по Своей благодати, — одеть вас в это качество, «облечь»92 как заповедует Павел. В молитве попросите Его одарить вас этим отношением или действием.

Затем выберите что-нибудь, что Господь открыл вам как сферу непослушания в вашем браке. Покайтесь, отвращаясь в своем сердце и разуме от этого греха. Воззовите к Господу, попросите Его помочь вам «совлечься»93 этой сферы и изменить вашу жизнь так, чтобы она шла Его путем.

Поделитесь этими двумя решениями со своим мужем или женой. Скажите им, во что собираетесь «облекаться» и что хотите «совлечь» верой.

Преклонитесь пред Господом вместе и пригласите истинное Слово Христово излиться в вашу жизнь, пропитать вас, насыщая вашу душу и изменяя каждую сторону вашей жизни - брак, дом, жизнь — всё!