Ступени падения Петра

Петру и Иоанну не следовало идти за Иисусом в первосвященнический двор. Причина того, что Петр пал, в его чрезмерной самонадеянности, он размахивал мечом направо и налево, пытаясь победить весь мир своей собственной силой. Он следовал за Иисусом, потому что хотел оказаться тем, кто остался верным до конца. Таким образом, он проявил непокорность Господу с самого начала. Господь предупреждал их заранее, что будут искушения, но Петр самонадеянно последовал за Иисусом прямо в пасть льву. Можно, конечно, сказать, что со стороны Петра это было благородно, потому что он сильно любил Иисуса, однако мы знаем, что Его овцы часто поступают глупо. Поэтому Господь обращается к нам со словами: «Не надо Меня так испытывать!»

Войдя во двор, Петр присоединился к людям, бывшим врагами Господа. В уме я сразу же обращаюсь к Пс.1. В это тяжелое для Петра время жизни вы видите его неуклонное падение: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Петру нужно было подружиться с нечестивцами в этом дворе, чтобы узнать, что произойдет с Иисусом), и не стоит на пути грешных (Петр стоял с ними), и не сидит в собрании развратителей (Петр уселся у огня, был искушен и в искушении пал); но в законе Господа воля его, и о законе размышляет он день и ночь! (Такая черта характеризует наполненных Словом мужчин или женщин.)»

Когда Иисуса увели к первосвященнику, где были собраны книжники и старейшины, Петр следовал за ними издали. Старые проповедники много говорили о Петре, следовавшем издали. Сигналы опасности подобны следу торнадо день спустя: когда оглядываешься вокруг, видишь одни развалины. Писание показывает пять моментов, предупреждавших о грядущей опасности:

«И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: “поражу пастыря, и рассеются овцы”; по воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк.14:27—30).

Петр слишком громко хвастался — признак победившей гордости. Петр похвалился: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя! То же и все говорили» (Мк.14:31). Петр не повиновался Господу, когда Он сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение»159. Вместо этого он уснул. Иисус разбудил его и снова попросил бодрствовать и молиться, но тот вновь заснул.

 

Проснувшись и увидев перед собой толпу, он вдруг вспомнил все свои похвальбы, выхватил меч и бросился в атаку. Он промахнулся мимо головы слуги, но отрубил ему ухо.

Вероятно, одним из наиболее трогательных чудес в Новом Завете можно назвать исцеление Иисусом уха слуги. Таким образом, Иисус обратился к Петру: «Это духовная сфера, а не физическая. Убери свой меч». Но Петр еще не осознал своей самопоглощенности и своеволия. Он крадучись отправился вслед за толпой, чтобы доказать, что его игра еще не проиграна. Это напоминает мне предупреждение Павла: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12).

Петр слишком мало молился - признак победившей плоти160. Я всегда замечаю это в жизни тех верующих, которые считают, что они достаточно активны на духовном поприще, и легко впадают в состояние недостатка молитвы. Слишком самонадеянно полагаться на себя, пытаясь прожить день, час или даже секунду без сознательной зависимости от Господа. Когда Петр пренебрег ясной просьбой Христа бодрствовать и молиться, он лишил себя последнего средства, которое могло бы помочь ему воистину восторжествовать в час самого страшного испытания.

Петр слишком крепко спал - признак самонадеянности161. В эту самую главную ночь своей жизни — в ту самую ночь, когда Иисус так часто предупреждал Петра, — он проигнорировал призыв Христа бодрствовать и молиться и уснул. Он не знал, что был полностью поглощен самим собой. Какое печальное свидетельство жизни не в ногу со Спасителем, жизни, не связанной с Его действием!

Пётр слишком поспешно действовал - признак поражения духом мира162. В Гефсиманском саду, решив напасть на слугу с мечом в руках, Петр исходил просто из череды обстоятельств и действовал по собственному горделивому разумению. Он утерял соотнесенность с Божьими намерениями и не смирил163 себя перед Господом.

Петр следовал за Иисусом слишком издали - признак самодостаточности164. Человек, позволивший греху самодостаточности проникнуть в свою жизнь, начинает следовать за Господом на некотором расстоянии. Такие люди ходят в церковь, но при этом остаются далеко от Господа. Они молятся и служат, но в отдалении. Они читают Библию, но отрешенно. Они всегда говорят: «Я не могу вынести из Библии ничего существенного». Причина этого в том, что они следуют за Иисусом издали. Затем они начинают испытывать давление со стороны окружающих, как это случилось с Петром в Мк.14:66-71.

Им дважды поинтересовалась одна из прислужниц. К ней присоединились и те, кто стоял вокруг, а потому он буквально взорвался в ответ, присоединяя все клятвы и божбы, какие только знал: «Не знаю Человека Сего, о Котором вы, говорите!» В Мф.26:71—74 описано, как он вышел за ворота, и там его заметила другая служанка. Но на этот раз он отверг Христа с клятвой: «Не знаю Того Человека!» (Эта клятва звучала в реальности так: «Порази меня Бог, если я не говорю вам правду!») Немного позже он опять был обличен теми, кто стоял рядом с ним. И еще раз поклялся, говоря: «Не знаю Сего Человека!» И в это мгновение пропел петух.

Чудо в том, какое время выбрал петух для своего пения. Одно из Божьих творений ожидало Божьего сигнала, чтобы издать звук, разбивающий сердце одному из величайших слуг Божьих. Все, что оставалось сделать Петру, — услышать этот звук и вспомнить слова Иисуса. «Прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». И он вышел и горько заплакал165.

Прежде чем всё это случилось, Петр участвовал в Вечере Господней. Он был уверен во всем; он, казалось, находился на вершине мира; он был ближайшим учеником и сподвижником Иисуса. Он был убежден, что окажется либо по правую, либо по левую руку Христа в Царстве. Петра характеризовали целеустремленность и самодостаточность. Он был волевым человеком. (Единственный раз, когда он не занял первое место, это в забеге к гробнице Христа в день Воскресения: там Иоанн побил его по всем статьям.) По этой причине Иисус позволил сатане просеивать его, как пшеницу, пока он не понял, что был слишком поглощен собой: слишком громко хвастался, слишком мало молился, слишком крепко спал, слишком поспешно действовал и следовал за Иисусом издали. До этого момента его жизнь была свидетельством истины, записанной в Притч. 16:18: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Но у великого Бога второго шанса был чудесный замысел; Он не оставил Петра!