Л. ФЕЙЕРБАХА

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающая­ся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и других философов и возродил, продолжил передовые тради­ции материализма XVIII в. В отличие от других пред­ставителей классической немецкой философии, кото­рые были идеалистами, Фейербах — воинствующий ма­териалист. Тем не менее материализм Фейербаха нельзя понять вне связи с предшествующим развитием клас­сической немецкой философии.

Революционная ситуация, которая уже назревала в Германии в 30—40-х годах XIX в., с неизбежностью вела к усилению идеологической борьбы между бур­жуазией и феодальной реакцией. Правда, Германия все еще оставалась экономически и политически раз­дробленной страной, а немецкая буржуазия не была объединена в национальном масштабе. Тем не менее усиление противоречий между развивающимся капи­тализмом и устаревшими феодальными общественными отношениями оживляло буржуазную оппозицию фео­дальному режиму, абсолютизму. Этому же способство­вало влияние на Германию соседних, более развитых в экономическом и политическом отношении стран, в особенности Франции, французского Просвещения. Бур­жуазное развитие Германии требовало ликвидации многочисленных королевств, княжеств, создания еди­ного немецкого государства. Идеологи немецкой бур­жуазии, как глашатаи объединения Германии, были, таким образом, выразителями общенациональных ин­тересов. Однако немецкие буржуазные идеологи, как правило, не отваживались на прямые выступления про­тив феодального государства и его реакционных учреж­дений. Оппозиция абсолютизму выражалась главным образом в форме философской критики ортодоксаль­ного христианства, Но критика христианства означала, по существу, критику политической реакции, поскольку религия была господствующей идеологией, а феодальное государство официально именовалось христианским.