Славянофилы

Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х го­дов в русской общественной мысли существовало сла­вянофильское течение. Его виднейшие представители: Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860), Иван Васильевич Ки­реевский (1806—1856), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) и др. Славянофилы критиковали отдель­ные стороны феодально-крепостнической действительно­сти, выдвигали положение о том, что «сила власти— царю, сила мнения — народу», высказывались за свободу слова и гласный суд, за созыв земского собора, который имел бы совещательный голос, и освобождение крестьян «сверху», с выкупом и небольшим наделом земли. В целом они считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанной на соглашении между народом и правительством, исклю­чающем противоречия и вражду, классовую борьбу и революции. Славянофилы доказывали, будто русскому народу присущи исконная религиозность, мистицизм и аскетизм, смирение и покорность царизму. Они идеа­лизировали допетровскую Русь, патриархальную кре­стьянскую общину, метафизически противопоставляя общественное развитие России историческому пути За­падной Европы в новое время. Первое, утверждали они, основано на добровольном согласии и любви, вто­рой— на противоречиях и вражде; первое исключает классовую борьбу и революции, второй логически ведет к ним; первое основывается на истинном христианском учении, второй — на вольнодумстве и атеизме.

В области философии славянофилы были идеали­стами-мистиками, сторонниками православной церкви, проповедниками «христианской» философии, примире­ния философии с религией, разума с верой. Объявляя откровение высшей формой познания, некоторые славя­нофилы поднимали на щит религиозно-мистическую фи­лософию Шеллинга, подвергая критике справа филосо­фию Гегеля и позитивизм. По их мнению, творцом мироздания является бог и его разумная воля, человек создан по образу и подобию бога, наделен божествен­ным разумом и бессмертной душой. Они вели упорную борьбу против материализма и атеизма. Славянофиль­ство было одним из выражений нарождавшейся в Рос­сии идеологии умеренно-помещичьего либерализма.