Конвенционализм Пуанкаре

Философия эмпириокритицизма сыграла определенную роль в сознании той атмосферы, которая начала проникать в естествознание конца XIX в. Среди самих ученых — физиков и математиков — делаются попытки истолковать методологические проб­лемы современной науки в духе субъективного идеа­лизма и релятивизма. Среди такого рода философст­вующих естествоиспытателей, либо находившихся под прямым влиянием Маха, либо более или менее самостоя­тельно пришедших к аналогичным взглядам, можно на­звать английского физика К. Пирсона, французского физика П. Дюгема, немецкого химика В. Оствальда, крупного французского математика Анри Пуанкаре (1854—1912).

Философские взгляды Пуанкаре весьма непоследо­вательны. Как крупный ученый, он не хочет превратить науку в собрание фикций, к чему неизбежно ведет субъ­ективный идеализм. Но как буржуазный философ, пол­ный предрассудков и предубеждений против материа­лизма и диалектики, он не может разобраться в слож­ных гносеологических проблемах, выдвинутых развитием физики и математики, и постоянно оступается в сторону идеализма.

Пуанкаре поставил важный вопрос о природе основных принципов и аксиом, на которых зиждутся теоретическое естествознание и математика. Этот вопрос приобрел особое значение после того, как была признана правомерность геометрий Лобачевского и Римана, не принимающих постулата Евклидовой геометрии с что через данную точку к данной прямой в данной скости можно провести только одну параллельную прямую. Отвечая на поставленный вопрос, Пуанкаре утверждал, что основополагающие принципы науки и аксиомы математики не отражают объективных связей и отношений действительности, а представляют условные допущения, определения или соглашения конвенции), принимаемые не в силу их истинности, а ради удобства. Так, мы считаем наше пространство трехмерным не потому, что ему объективно присуши три измерения, а потому, что «удобно приписывать ему три измерения». Такова точка зрения конвенционализма, оказав­шего значительное влияние на последующее развитие позитивистской философии.

Так же как и в учении Маха, релятивистские взгля­ды Пуанкаре на природу научного познания имеют своей предпосылкой отрицание объективной реальности предмета науки и подмену его субъективной сферой ощущений и мыслей. Объект науки, по Пуанкаре,— это не вещи, а «устойчивые группы ощущений» и возникаю­щие между ними отношения, для выражения которых математика создает свой символический язык. Незави­симая от сознания реальность не только недоступна, но и немыслима. Таким образом, вывод Пуанкаре, ради ко­торого и велась предпринятая им «критика науки», состоит в том, что научное знание условно и релятивно, что сущность вещей непознаваема.

Рассмотренные выше разновидности позитивистской философии имели большое влияние на дальнейшее раз­витие буржуазной философской мысли. Учение о «прин­ципиальной координации» и «нейтральной» природе эле­ментов опыта составляет одну из главных концепций Маха и Авенариуса, воспринятых идеалистической фи­лософией XX в. Идея Пуанкаре об условном, «конвен­циональном» характере аксиом и принципов, лежащих в основе науки, стала одним из краеугольных камней «логического позитивизма» — третьей формы позитивизма.

Мах и Авенариус старались воздерживаться от об­суждения вопроса об отношении их философии к религии. Но объективная роль их учения, отрицающего объективную истину и принижающего науку, состояла в том, чтобы расчистить место для религиозной веры. Объективная, классовая роль эмпириокритицизма,— указывал В. И. Ленин,— всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности» (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.18, С.380).

Наукообразная форма, в которую облекли свое учение Мах и Авенариус, их выпады против всякого рода «метафизики», допущение ими некоторых материалистических положений — все это легко вводило в заблуждение людей, не доверявших откровенному идеализму о и нетвердо стоявших на материалистических позици­ях, и давало возможность использовать махизм для борьбы против материализма вообще, материализма Маркса в частности. Махизм наряду с неокантианством стал одной из философских основ ревизионизма.