Дворянские просветители

В идейной борьбе 30—40-х годов видное место принадлежало дворянским просветителям Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856), Николаю Владими­ровичу Станкевичу (1813—1840), Тимофею Николаеви­чу Грановскому(1813— 1855).

До 1825 г. Чаадаев был связан с декабристами, раз­деляя их антикрепостнические идеи, что нашло свое отра­жение в первом его «Философическом письме». Чаадаев и после разгрома декабристов оставался верным их политическим идеалам.

В 1836 г. Чаадаев опубликовал первое «Философиче­ское письмо» в журнале «Телескоп». Письмо это сыграло роковую роль как в судьбе самого Чаадаева, так и в судьбе журнала и его редактора. По повелению Нико­лая I Чаадаев был объявлен сумасшедшим, «Телескоп» закрыт, редактор сослан. Причиной расправы было то, что в этом письме Чаадаев выступил с критикой кре­постного строя как позорного и гнусного явления рос­сийской действительности. Одновременно он порицал православную церковь, противопоставляя ей католиче­скую церковь, которую он ошибочно считал поборницей просвещения и свободы на Западе.

В философии Чаадаев был идеалистом. Основой ми­роздания он считал мировой разум; реальное бытие рас­сматривалось им как своего рода эманация «духовной сущности», как «излучение» божественного разума. Бы­тие проявляется в материальной (природа), историче­ской (общество) и духовной (абсолютный разум) фор­мах. Чаадаев пытался соединить науку и философию с преобразованной на разумных началах религией, с верой в бога. И в этом слиянии философии с верой он видел «главный интерес человечества», главный фило­софский смысл своей эпохи, главную цель своей жизни. В философии Чаадаева были элементы мистицизма, осо­бенно в теории познания и социологии.

Не отрицая значения опытного и рационального зна­ния в познании действительности, Чаадаев считал это знание недостаточным и неполным, поскольку оно не дает людям представления о верховной силе, об абсо­лютном разуме, о боге. О них человек черпает знание из откровения, объявленного Чаадаевым высшей фор­мой познания. В основе истории человеческого рода, по его убеждению, лежат божественный промысел, прови­дение, абсолютный разум.

На революции 1848 г. Чаадаев откликнулся набро­ском листовки «Братьям любезным, братьям горемыч­ным, людям русским, православным», в которой гово­рил о революционном выступлении народа на Западе против «царей-государей», против угнетения и порабо­щения. Набросок заканчивался словами: «Не хотим царя другого, окромя царя небесного» («Литературное наследство» № 22—24. М., 1935, стр. 680).

Станкевич, будучи студентом, создал в Московском университете кружок по изучению философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. В этот кружок входили Белинский, Боткин, Бакунин и др. Члены кружка отрицательно относились к крепостному праву и официальной идеоло­гии, призывали к просвещению и гуманизму, к нравст­венному совершенствованию личности. Проблему освобождения народа от крепостной зависимости они связывали с вопросом просвещения, умственного и нравственного совершенствования дворян.

Станкевич и его друзья по кружку были объектив­ными идеалистами. Окружающий мир они объявляли результатом деятельности абсолютного духа. Филосо­фия рассматривалась ими как «ход от конечного к аб­солютному» и провозглашалась «высочайшей» из всех других наук, вырабатывающей для них метод, который показывает человечеству «цель жизни», путь к этой цели.

Кружок Станкевича сыграл немаловажную роль в пропаганде немецкой идеалистической философии в русском обществе, в некоторой степени способствовал распространению диалектического взгляда на мир. Под конец жизни Станкевича привлекла философия Фейер­баха, которого он оценивал как «могучую натуру», чуж­дую шеллингианской фантастики, хотя материалистом Станкевич не стал.

Историк Грановский, профессор Московского уни­верситета, выступал с критикой славянофильской философско-исторической концепции, утверждая, что истори­ческий процесс определяется развивающимся всемир­ным духом и что каждый народ может приобщиться к «всемирно-исторической жизни». Грановский признавал важную роль географической среды в истории общест­ва, а также деятельности великих личностей, угадываю­щих исторические потребности своего времени. В обще­стве, согласно Грановскому, постоянно и закономерно происходит борьба прогрессивных сил с реакционными. Грановский, разделявший либеральные иллюзии, выска­зывался за постепенный прогресс, за просвещение и

ре­формы