Ф.М. Достоевский

Произведения Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) пронизаны идеями гу­манизма, горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливости. Однако этот гуманизм сочетался у Достоевского с идеалистическими и ми­стическими реакционными идеями, идущими вразрез с реали­стической правдой его художественного творчества.

Первое литературное произведение Достоевского — «Бедные люди» (1846)—отличается реализмом, демократической на­правленностью и гуманизмом. Оно было восторженно встречено Белинским, Некрасовым и всеми передовыми людьми. Вскоре, однако, писатель опубликовал повести «Двойник» и «Хозяйка», в которых, оставаясь на демократических позициях, в то же время выдвинул ложные идеи индивидуализма и эгоизма, вы­текающих будто бы из двойственной природы человека. Белин­ский подверг эти произведения критике за элементы мистики, за отступления от «натуральной школы» и за изображение че­ловека как вместилища скверных инстинктов, злых мыслей, пороков и грехов.

В конце 40-х годов Достоевский сблизился с петра­шевцами, посещал их собрания, где дважды читал зна­менитое «Письмо к Гоголю» Белинского, а при обсуж­дении вопроса о судьбе крепостного права в России не исключал возможности его уничтожения путем народ­ного восстания. Это, собственно, и было причиной того, что он вместе с другими петрашевцами был арестован, приговорен к смертной казни, замененной ссылкой на каторжные работы в Сибирь.

В годы ссылки в мировоззрении Достоевского про­изошел перелом в сторону «почвенничества» и христи­анской этики. В своих произведениях 60—80-х годов Достоевский по-прежнему сочувственно изображает духовные и физические страдания трудящихся, рисует страшные картины пореформенной России, показывает острые противоречия общественной жизни, ужасающее разложение старого строя и утверждение новых жесто­ких буржуазных порядков, основанных на грубом чи­стогане и безжалостном угнетении широких народных масс. Вместе с тем, исходя из реакционной концепции религиозно-нравственного совершенствования, он в «За­писках из подполья» (1864), «Бесах» (1871—1872), «Братьях Карамазовых» (1879—1880) и других сочинениях обрушивается на революционную молодежь, считая бессмысленной и вредной революционную борьбу, противопоставлял ей принципы ранней христианской морали.

Как мыслитель, Достоевский противоречив и непоследователен. Иногда он отстаивает религию, а иногда критикует ее; то он подвергает материалистов и атеистов нападкам, то сам проповедует атеистические идеи и отрицает спиритизм; в одном случае он критикует социалистическое учение, в другом заявляет о своем сочувствии этому учению. Он готов признать пользу социальных преобразований, но его пугают и отталкивают революционные средства борьбы, и он с порога их отметает. Он критикует помещичье-буржуазные порядки и тут же проповедует смирение и покорность; он защищает униженных и оскорбленных и тут же выдвигает реакционную идею страдания. Отвергая классовую борь­бу, Достоевский отстаивает мысль о том, что спасение человечеству, лучшее будущее должен принести народ-«богоносец», придерживающийся христианских принци­пов смирения и страдания. Таким народом-«богоносцем» он считал прежде всего русский народ, объявив его «ис­конными» национальными чертами смирение, покор­ность, аскетизм, всепрощение и выдвинув реакционный призыв: «Смирись, гордый человек».

Мастерски развенчивая и осуждая теорию культа великих личностей, которым якобы «все позволено», Достоевский в романе «Преступление и наказание» оши­бочно связывал ее с материализмом и атеизмом, при­писывал ее революционным демократам, хотя, как из­вестно, сами революционные демократы не только не разделяли эту субъективно-идеалистическую теорию, но и подвергали ее резкой критике.

Достоевского волновал вопрос о причинах, порож­дающих социальное неравенство, и о средствах, с по­мощью которых можно было бы уничтожить социальную несправедливость, достигнуть всеобщего благополучия и братства. Но идеализм и религиозность его мировоз­зрения приводили его к неверным выводам, будто об­щественное зло порождается не столько социальными условиями, сколько «двойственной природой» человека, извечно несущей в себе «темное» и «светлое» начала, чувство «греховности» и чувство «справедливости», добра и зла. В отличие от церковников Достоевский хотел рая не на небе, а на земле, выступал в защиту слабых против сильных, бедных — против богатых. Но, не зная законов общественного развития, он ошибочно отождествлял социальный детерминизм с социальным фатализмом. Ключ к решению острых проблем современности он искал не в самой социальной действительности, а природе человека. Главное для него — преодоление злого, темного начала добрым и светлым.

Достоевский полагал, что подлинное счастье человека заключается в подавлении в себе греховной природы, в нравственном самосовершенствовании личности и общества, в смирении и аскетизме, в моральном рождении. Высокие же нравственные принципы, по мнению Достоевского, невозможны без религии и всеобщей любви. Освободиться от своей греховной природы человека может только длительным страданием. Страдание, нравственные муки, ведущие к исканиям «божьей прав­ды», Достоевский объявлял «законом нашей планеты». Не удивительно поэтому, что писатель воевал с революционными демократами, отвергавшими религию, от­стаивавшими идеи классовой борьбы и народной революции. Он обвинял их в «беспочвенности», в «антинародности», в непонимании ими «исконно» русских на­родных начал, усматривая главное зло в материализме и атеизме, будто бы ведущих к безнравственности, эго­изму и анархии, к подавлению личности и превращению ее в «штифтик».

В своем художественном творчестве писатель-реалист вступал в противоречие со своими реакционными фило­софскими и социологическими воззрениями. Так, в «Братьях Карамазовых» выражением бесплодности и реакционности религиозных идей смирения, страдания и всепрощения является поведение главного героя — Алеши. Эти взгляды Алеши Карамазова меркнут перед доводами его брата — материалиста и атеиста Ивана, который на примерах бессмысленности страданий не­винных младенцев и бедняков показывает нелепость, вздорность и вредность этих идей, и особенно идей все­прощения и предустановленной гармонии.

Содержание «Преступления и наказания», «Идиота» других сочинений Достоевского объективно свидетельствует о крахе тех самых религиозно-нравственных принципов, которые пытался утверждать писатель. Примечательно, что Достоевский очень дорожил атеистическими рассуждениями Ивана Карамазова, в частности знаменитой «легендой о великом инквизиторе», носившей, по существу, антихристианский, атеистический характер, настаивая на том, чтобы они были сохранены при издании этого произведения.

Таким образом, ценны в художественном творчестве Достоевского не реакционные, мистические идеи, а яркие реалистические картины жизни пореформенной России, где он вопреки религиозно-мистическому мировоззрению обнажал противоречия и конфликты этой жизни. Страстно протестуя против власти капитала, против угнетения человека человеком, показывая лживый характер буржуазных свобод, Достоевский избрал ошибочный путь общественного преобразования, возлагая наивные надежды на принципы христианской нравственности

В. И. Ленин, критиковавший реакционные идеи Достоевского, высоко ценил его как художника и писателя «...Достоевский,— говорил Ленин в беседе с В. Д. Бонч-Бруевичем,— действительно гениальный писатель, рас­сматривающий больные стороны современного ему об­щества... у него много противоречий, изломов, но одно­временно— и живые картины действительности» («Ленин о книгах и писателях». — «Литературная газета», 21 апреля 1955 г.).