Философия В. С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев виднейший (1853—1900) — виднейший русский философ-идеалист. Он был сыном местного историка С.М.Соловьева. Первоначально В.Соловьев учился на физико-математическом факультете Московского университета, но затем перешел на историко-филологический факультет, который окончил 873 г. После этого в течение года он учился в Псковской духовной академии.

В 1874—1881 гг. Соловьев работал доцентом в Московском и Петербургском университетах, а также на женских курсах. В период создавшейся революционной ситуации, острого накала классовой борьбы ре- волюционных действий народовольцев у Соловьева появились протестующие настроения против жестокой 1881 г. политики царизма., ссылаясь на принципы, изложенные в публичной лекции 28 марта 1881г., христианской морали, он обратился к Александру III с просьбой помиловать, совершивших убийство Александра II. К этому же времени относится и его расхождение с вос­питателем Александра III, обер-прокурором синода К- П. Победоносцевым. Вл. Соловьев протестовал против реакционной деятельности царизма и его оруженос­ца Победоносцева как организаторов религиозных пре­следований раскола и насильственных насаждений ка­зенного православия среди народов-иноверцев в России. Он решительно осуждал цензурные преследования ца­ризмом неугодной последнему литературы. Распоряже­нием царского правительства Соловьев был отстранен от преподавательской работы в университетах. После этого он перешел к литературно-публицистической дея­тельности, а затем к работе в Большом энциклопедиче­ском словаре Брокгауза и Ефрона, где вел философские статьи. В оценках отдельных философских направлений античного, средневекового и Нового времени у Соловье­ва встречается немало ценных высказываний.

В 1891 г. после прочитанной в Московском психоло­гическом обществе лекции «О причинах упадка средне­векового миросозерцания», в которой Соловьев сделал ряд упреков казенной церкви, ему запретили выступать с публичными лекциями.

Как философ Вл. Соловьев является создателем ори­гинальной идеалистическо-религиозной философской си­стемы, оказавшей сильное воздействие на последующее развитие реакционной буржуазной религиозно-мистической философии в России и за рубежом.

В философской концепции Соловьева христианско-теологическая проблематика не просто присутствовала, но он явно стремился подчинить ей философию, науку этику, стремился к созданию будущего государственного (теократического) государство.

В своей магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874) Соловьев нападал на материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие духовную природу человека и ведущие людей в тупик. Он подверг критике материалистически истолкованный позитивизм кантовский и гегелевский рационализм. Недостаток гегелевской философии он видел в том, что Гегель предоставил активную роль разуму и мало, с его точки зрения, уделил внимания религии. Сам Соловьев высказывался за «универсальный синтез науки, философии и религии. В книге «Философские начала цельного знания»(1877) Соловьев требовал от философии разработки поставлен­ных теологией вопросов «цельного знания», или живого общения человека с «абсолютом». В работе «Критика отвлеченных начал» (1880) он доказывал, что главная задача философии — обогатить, оплодотворить себя тео­логическими идеями, стать наукой христианского веро­учения, т. е., по существу, превратиться в служанку бо­гословия.

Вопрос о взаимоотношении материального и духов­ного Соловьев решал с позиций объективного идеализма. Начало всего сущего, согласно его учению, абсолютное. Абсолютное и бог — понятия однозначные, тождествен­ные. Первое абсолютное, сверхсущее, божество следует отличать от идеального космоса, т. е. от божественной идеи. Абсолютное воспринимается не разумом, а только через веру. Оно содержит в себе вечные идеи. Видимый, физический мир условен, он порожден миром идеальным и связан с абсолютным началом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.

Соловьев не мог обойти молчанием эволюционную теорию происхождения органического мира. Однако он дал ей идеалистическое истолкование. Развитие, утвер­ждал он, шло не от низших организмов к высшим, не от простых к более сложным, а наоборот. Каждое появление высшего типа бытия есть творение бога, и положительное содержание этого бытия существует от века в форме идей. Стало быть, высшее предшествует низшему, идеальное — материальному: условия того или другого явления происходят от естественной эволюции, но само являемое — от бога. Отсюда видно, что В. Соловьев пытался приспособить эволюционную теорию к христианскому вероучению, выхолостив из нее материалистическое содержание, и придать ей теологический смысл. При этом он говорил о наличии «гармонии» в природе, предустановленной богом в силу любви бога к существам любви существ к богу.

Теорияпознания В. Соловьева всецело подчинена его идеалистической и религиозно-мистической философской Де решающая роль отводилась интуиции и мистике. Создатель теософской системы, Соловьев воевал с материалистами прежде всего по вопросу об источнике и характере нашего знания, сводя, по существу, на нет чувственных восприятий и опытных данных в познании действительности. В то же время он выступал и против гегелевского рационализма, доказывая, что ни сенсуализму, ни рационализму истина, как таковая, не­доступна. Правда, опытное и рациональное знания он не прямо отвергал, а объявлял их низшими, примитив­ными формами познания. Так как истина, рассуждал Соловьев, находится в «абсолюте» (в боге), то она мо­жет быть познана только через религиозное восприятие через веру, через мистическую интуицию. Большое место в теории познания Соловьев отводил мистически толкуемой «Софии» как «божественному логосу» и «божествен­ному самораскрытию».

В. Соловьев — автор теории «вселенской теократии». В последней четверти XIX в., когда осо­бенно стала обостряться классовая борьба в России, когда в стране нарастало революционное движение, Со­ловьев проповедовал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен быть положен в основу отношений ме­жду отдельными народами (государствами), и легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип «люб­ви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церквам необходимо слиться воедино под эгидой римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.

Хотя философская концепция Соловьева и носила религиозно-идеалистический и мистический характер официальная церковь относилась к мыслителю и его учению настороженно, а порой даже враждебно. Это объяснялось тем, что в ряде своих работ («Россия и Вселенская церковь», «Великий спор и христианская политика», «Чтение о богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др.) Соловьев брал под сомнение отдельные положения официального богословия, нередко критиковал вопиющий догматизм теологов, отвергая противопоставление ими небесного земному, божественного человеческому.

Соловьев был далек от идеализации современного ему помещичье-буржуазного строя, основанного на грубом насилии, социальном и национальном неравенстве на постоянных войнах между государствами. Однако его выступления против социального неравенства, гнета и кровопролитных войн решались им в том же религиозно-идеалистическом ключе, с апелля­цией к христианскому вероучению. Истинные причины, порождающие социальное неравенство, национальный гнет и войны, остались для него скрытыми. Отвергая классовую борьбу и революции, он думал решить все острые вопросы путем примирения бедных с богатыми, основанного на религиозно-этических началах. Спасение человечества он связывал не с осуществлением социа­лизма и коммунизма, а исключительно с эсхатологиче­ским исходом, с созданием вселенской церкви, со сво­бодной всемирной христианской теократией.

Вслед за Достоевским В. Соловьев выдвигал реак­ционное учение о народе-«богоносце», который будто бы призван преодолеть действующие в обществе «центро­стремительную» и «центробежную» силы религиозной, или божественной, силой. Такими народами, наделенными религиозно-мистическим началом, Соловьев объявляет славянские народы, и особенно русский народ, кото­рый, по его мнению, отличается «смирением», «покор­ностью», «самоотречением»; они останутся равнодушными к земным делам и положатся всецело на божественную премудрость и провидение. Необходимость межклассового мира и межнациональной солидарности Соловьев пытался доказать, исходя из реакционных религиозно-нравственных принципов.

В области эстетики В. Соловьев проповедовал и обосновывал идеалистическую теорию «чистого искусства», теорию символизма, доказывая, что писатель, художник только тогда творит, когда он охвачен мистическим экстазом («теургией»), интуицией, когда его творения являются воплощением божественного откровения.