Интуитивизм

Одно из реакционных идеалистических направлений в русской философии начала XX в. составлял религиозно-мистический интуитивизм, представителями которого были Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др. Согласно их учению, познание истины совершается через «подсознательное», своего ро­да таинственным наитием. Опыт, чувство, разум — это лишь примитивные, низшие формы познания, пригодные для повседневного обихода, но не для философского ума,' не для раскрытия истины. Самый опыт интуитивисты толковали мистически, включая в него религиозный эк­стаз, «наитие».

Субъективный идеалист и мистик, Лосский утвер­ждал, что мир состоит из двух видов бытия: «реального» (обычные вещи и предметы, расположенные во времени и пространстве) и «идеального» (вневременного,

внепространственного). «Реальное бытие», в сущности, лишь фикция, оно всецело зависит от «идеального бытия», определяется им. Учение о зависимости «реального» бы­тия от «идеального» интуитивист назвал «идеальным реализмом». «Идеальное бытие» само по себе недоступ­но опыту, чувствам, разуму, оно познается только «ин­теллектуальной интуицией». «Идеальное бытие» в свою очередь порождается «металогическим бытием», которое переходит за пределы законов логики, за пределы законов тождества, противоречия и исключенного третьего. Другими словами, это — «бытие бога».

«Металогическое бытие», по мнению интуитивистов, воспринимается путем сверхинтеллектуальной интуиции; познание его осуществляется «сверхвременным и сверхпространственным деятелем, субъектом», или «индивидуальным человеческим Я». Однако это «индивидуаль­ное человеческое Я» в системе Лосского теряет все свои свойства «реального Я» и каким-то образом становится уже «потенциальной личностью», «субстанциальным дея­телем», творящим весь духовный и материальный мир, познавательные акты и бытие. Такие «субстанциальные деятели», как носители «творческих сил», индивидуаль­ны и независимы. Они обеспечивают возможность непо­средственного общения с богом и творят многочислен­ные системы, из коих складывается система космоса. Во главе космоса стоит «высокоразвитый субстанциальный деятель», мировой дух, т. е. бог. Бога Лосский называет также «сверхкосмическим принципом», который может существовать без мира, находится над миром и познаваем мистической интуицией, «живым религиозным опытом».

Нетрудно убедиться, что философия русских интуи­тивистов — это сплошная мистика, разновидность рели­гиозного учения, где в хитроумно составленных фило­софских терминах излагается христианское учение о трех ипостасях, о перевоплощении, идея предустановленной гармонии и т. п. Философия интуитивизма, как и другие течения реакционной идеалистической философии, нахо­дилась на службе теологии, была в корне враждебна науке, научному мышлению, преследовала цель подчи­нения науки и философии религиозному мировоззрению.