Помещичье-буржуазные либералы

В 40—60-х годах XIX в. в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма. Идеоло­гами либерализма в России активно выступалиВасилий Петрович Боткин (1811—1869), Павел Васильевич Анненков (1812—1887), Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885), Александр Васильевич Дружинин (1824— 1864), Михаил Никифорович Катков (1818—1887) и др. В 40-х годах либералы еще не размежевались оконча­тельно с революционными демократами и по многим вопросам критиковали крепостничество и реакцию, на­пример за отсутствие в стране свободы слова, печати и т. д. Однако борьба либералов с помещиками была борьбой внутри господствующих классов. Либералы спорили с крепостниками, как отмечал В. И. Ленин, ис­ключительно из-за меры и формы уступок крепостному крестьянству, но признавали незыблемой собственность и власть помещиков. Перепуганные революциями 1848—1849 гг. на Западе и нараставшим освободитель­ным движением в 50-х и 60-х годах в России, они с не­годованием осуждали всякие мысли об уничтожении помещичьей собственности, о каких бы то ни было ре­волюционно-демократических преобразованиях в стране.

Либералы рабски преклонялись перед западноевро­пейскими буржуазными порядками, видели свой идеал в буржуазном парламентаризме. Они горячо поддержи­вали крестьянскую реформу 1861 г., проводимую «свер­ху» в угоду помещикам, в ущерб крестьянству, прослав­ляли царя и помещиков за «мудрость» в решении крестьянского вопроса. «Либералы ,— писал В. И. Ле­нин, — хотели «освободить» Россию «сверху», не разру­шая ни монархии царя, ни землевладения и власти по­мещиков, побуждая их только к «уступкам» духу вре­мени» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 175).

Боткин, Анненков, Катков в молодости дружили с Белинским, Герценом, Бакуниным, но затем разошлись с ними. Вместе с политической эволюцией претерпели изменения и их философские и эстетические взгляды. Они проповедовали идеалистические учения, нападали на социалистические теории, ополчились против мате­риалистической эстетики революционных демократов, против «критического реализма», отстаивая реакцион­ную идеалистическую теорию «артистического», или «чистого искусства». Катков пропагандировал религи­озно-мистические идеи «философии откровения» Шел­линга, вместе с Кавелиным злобно поносил материа­лизм и атеизм, травил Герцена, Чернышевского, Добро­любова, а в начале 60-х годов повернул, как отмечал В. И. Ленин, к «национализму, шовинизму и бешеному черносотенству» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 22, стр. 44).

В области социологии либералы, как правило, следо­вали позитивистским воззрениям Конта, Бокля, Милля, видели в их учениях последнее слово социальной науки.