Формирование и развитие революционного демократизма в России

 

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других выдающихся деятелей российского освободи­тельного движения. Выступив на общественной арене в период острого кризиса и крушения крепостной си­стемы, революционные демократы были идеологами, за­щитниками интересов угнетенного крепостного кресть­янства и других слоев трудящихся.

Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права в стране, остро би­чевали помещичье-буржуазных либералов. Они были приверженцами и проповедниками идей утопического крестьянского социализма. С точки зрения Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, социализм дол­жен вырасти непосредственно после революционных преобразований в стране из крестьянских общин и «работничьих артелей». Они были хорошо знакомы с уче­ниями западноевропейских социалистов-утопистов. Кри­тически перерабатывая эти учения, они пришли к вы­воду, что социализм требует коренных социальных преобразований, что он может быть осуществлен рево­люционным путем, революционными средствами. Таким образом, идеи утопического социализма сливались у них с революционным демократизмом. Из всех социалистов-утопистов они ближе всех подошли к научному социа­лизму и явились предшественниками русской социал-де­мократии.

Революционные демократы сыграли выдающуюся роль в истории развития общественной мысли, материа­листических и атеистических теорий, выдвинули передо­вые идеи в области социологии, эстетики и этики. Они стояли на позициях цельного философского материализ­ма, развивали материалистическую, атеистическую и Диалектическую традиции в России. Опираясь на философскую и естественнонаучную мысль предшествую­щих периодов и своего времени, они ратовали за союз материалистической философии с передовым естество­знанием, с прогрессивным искусством и революционным движением.

Много сделано было революционными демократами для развития диалектики и критики метафизических теорий идеологов официального лагеря, славянофилов, помещичье-буржуазных либералов. Их диалектика обо­сновывала необходимость революционных преобразова­ний. Революционные демократы вплотную подошли к диалектическому материализму и остановились перед историческим материализмом. Мы находим у них мате­риалистические догадки по ряду вопросов социологии, но в понимании истории они еще не стали исторически­ми материалистами.

В области эстетики революционные демократы были страстными глашатаями народности искусства, его дей­ственности и высокой идейности. Борясь за правдивое, реалистическое искусство, они подвергли принципиаль­ной критике идеалистические теории «чистого искусст­ва» и натурализма.