Эстетические воззрения Белинского

Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка им вопроса об искусстве и его общественном назначении, о литературе и ее роли в общественной жизни. В годовых обзорах русской литературы за 1846 и 1847 гг., в статьях о Пушкине, Гоголе и в других со­чинениях 40-х годов искусство рассматривалось им как воспроизведение действительности в художественных об­разах. Борясь за реалистическое искусство и его высо­кое общественное назначение, он критикует идеалисти­ческую теорию «чистого искусства», доказывая, что ис­кусство не небесного, а земного происхождения, что в нем выражена духовная жизнь народа определенного исторического этапа развития, его запросы, надежды и чаяния. «Так как искусство, со стороны своего содержа­ния, есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, кото­рый оно поддерживает в лампе, или, еще более, как почва к растениям, которым она дает питание» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т, VI, стр. 611).

Исходя из того, что «жизнь всегда выше искусства», Белинский видел в нем отражение самой жизни. Он был убежден, что искусство возникает из исторических потребностей, сама же потребность в искусстве угады­вается людьми, которые живут жизнью своего народа, стоят во главе своего времени, чутко прислушиваются к общественным нуждам. В этом отношении у искусст­ва и науки много общего: и то и другое отталкивается от действительности, от ее запросов и потребностей. Но отражают они жизнь в специфической форме: наука — в понятиях и категориях; искусство — в образах и худо­жественных картинах; ученый говорит силлогизмами, художник — образами.

Искусство, как и жизнь, подвержено постоянному изменению и развитию. Границ развитию и совершенст­вованию искусства, как и развитию жизни, нет. Бе­линский отверг идеалистическое положение о том, что содержание искусства составляет идея прекрасного.

Конечно, красота — одно из необходимых условий искусства, без нее нет искусства, но подлинное искусство должно ставить злободневные вопросы и отвечать на них, оно должно быть проникнуто глубокой современ­ностью. Важнейшая сторона произведения искусства, художественная форма, но форма эта должна быть со­держательна, социально и эмоционально насыщена, она должна отражать многообразные процессы жизни, не­сти в общество передовые идеи века, отстаивать и защи­щать их. Этому требованию не отвечает «чистое искус­ство». Поэтому «наш век особенно враждебен такому направлению искусства. Он решительно отрицает ис­кусство для искусства, красоту для красоты». Возражая сторонникам «чистого искусства», Белинский проводил мысль о том, что развитие искусства обусловлено обще­ственной жизнью данной страны, что каждый художник, поэт, писатель представляет собой эхо или «вопль своей эпохи», что «политические обстоятельства также имеют влияние на развитие и характер искусства» (В. Г, Белинский. Полное собрание сочинений, т. VI, стр. 585.).. Ссылки приверженцев «чистого искусства» на Гомера, Шекспи­ра, Гёте, Шиллера, Пушкина как на выразителей «чи­стого искусства» совершенно неосновательны, ибо твор­чество этих писателей было своеобразной энциклопе­дией жизни того общества, в котором они жили, в их произведениях выпукло отражены идеи, понятия, миро­созерцание людей, социальных групп современной им эпохи.

Белинский приближался к пониманию классового характера искусства, классовой обусловленности твор­чества писателей. Эта точка зрения особенно ярко ска­залась у него при анализе творчества Пушкина, Скотта, Байрона, Гёте. Так, он отмечал, что Пушкин на все смотрит глазами гуманного дворянина и помещика, что в творчестве В. Скотта обнаруживаются черты тори, кон­серватора, аристократа по убеждению и привычкам.

Великий критик поставил вопрос о народности ис­кусства, объявив ее пробным камнем всякого художественного произведения, его высшим критерием. Понятия народности, правдивости и реализма искусства у Белинского органически сливаются воедино. Правдивое искусство народно. Народно то произведение, которое художественными средствами изображает жизнь народа, его думы, надежды и стремления, его миросозерца­ние; оно не копирует, а реалистически воспроизводит жизнь, отметая все случайное и показывая типическое в его становлении и развитии. Проблемам типического, формы и содержания Белинский уделял большое вни­мание.

Народность в искусстве, утверждал Белинский, оз­начает в то же время и его национальную самобыт­ность. Но национальная форма художественного произ­ведения не исключает, а предполагает отражение в нем общечеловеческих черт, качеств, ибо любовь писателя или художника к своему народу, отечеству должна быть и любовью к человечеству.

Обращаясь к писателям, Белинский призывал их с достоинством выполнять свой гражданский долг перед народом, звать его вперед, воспитывать в нем неприми­римое отношение ко всему отжившему, реакционному. Искусство призвано просвещать массы, поддерживать прогрессивные силы, отстаивать и внушать высокие нравственные идеалы, бороться с общественным злом и социальной несправедливостью.

Эстетические идеи Белинского сыграли выдающуюся роль в дальнейшем развитии передовой русской литера­туры, а также литературы народов СССР и зарубежных славянских стран.

Белинский является одним из классиков русской ма­териалистической философии XIX в., выдающимся пред­ставителем революционно-демократической идеологии, предшественником русской социал-демократии.