Философские и социологические взгляды петрашевцев

Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последова­тели Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821—1866), Николай Александрович Спешнее (1821—1882), Николай Петрович Григорьев (1822—1886), Дмитрий Дмитриевич Ахшарумов (1823— 1910), Николай Сергеевич Кашкин (1829—1914) и др.

Кружок петрашевцев активно действовал в 1848 и в начале 1849 г. В апреле 1849 г. по доносу провокатора кружок был разгромлен царским правительством, мно­гие из его участников были приговорены к расстрелу, который в последний момент был заменен сперва «гражданской казнью», а затем каторгой.

Кружок петрашевцев не был однородным, в нем были два крыла: революционное и умеренное. К пер­вому принадлежали Буташевич-Петрашевский, Спешнев, Григорьев, Филиппов, Кашкин, Достоевский, Ахша­румов; ко второму — Беклемишев, Ламанский, братья Майковы и другие, делавшие упор на просвещение и проводимые сверху реформы.

Революционно-демократическое крыло петрашевцев ставило перед собой задачу уничтожить в России крепостное право и самодержавие, установить республиканско-демократические порядки, осуществить со­циализм. На первое место оно поэтому выдвигало подготовку народа, солдат к восстанию, хотя и не отка­зывалось от использования реформ. Петрашевцы вы­сказывались за уравнительное землепользование и общественную собственность на землю и промышленные предприятия. Они отвергали расизм, национальную вражду, колониализм, притеснение одного народа другим. Осуждая крупную частную собственность, анархию производства и угнетение человека человеком, петра­шевцы объявляли себя сторонниками социалистических идей Фурье, в честь которого устраивали вечера, писали рефераты, произносили речи. Но в отличие от Фурье революционное крыло петрашевцев признавало классо­вую борьбу и революционные действия масс, главные надежды в осуществлении социализма оно возлагало на народ, ратовало за народовластие. И все же петрашев­цы не вышли за пределы утопического социализма.

Философские и социально-политические воззрения петрашевцев наиболее полно изложены в «Карманном словаре иностранных слов» Петрашевского (1845— 1846), в «Письмах к Хоецкому» Спешнева (1847), в «Речи о задачах общественных наук» Кашкина (1848).

Идеалистические учения составители словаря назы­вали «метафизикой», опирающейся на «недоказуемые гипотезы», где сущность предметов заранее «подчинена логике мышления, а не своим собственным естествен­ным законам». Материалисты «размышляли равно и о материи и о духе и уверились, что в мире нет ничего, кроме материи» («Философские и общественно-политические произведения пет­рашевцев». М., 1953, стр. 126). Природа — единый по содержанию, но многообразный по форме материальный процесс, совер­шающийся по своим внутренним законам. Природа и общество находятся в постоянном развитии и измене­нии, происходит беспрерывная смена одних форм дру­гими.

Исходное начало познания — чувства, без них нет познания. Процесс познания действительности, раскры­тие истины совершаются постепенно, по мере развития науки, путем анализа и синтеза; этот процесс не имеет конца. Критерий истины — опыт и разум. Хотя в мире многое еще не познано, но в нем нет ничего сверхъесте­ственного и непостижимого. Спешнев и некоторые дру­гие петрашевцы указывали на родство идеализма с ре­лигией, утверждая, что «во вселенной нет никакого абсолюта, а есть лишь более или менее обусловленные силы. Нет бога и нет богов, есть только неабсолютные (т. е. материальные. — Авт. ) существа» (Там же, стр. 496).

Петрашевцы-материалисты считали, что религия не только результат невежества людей, она «миросозерца­ние, соответствующее различным степеням умственного развития различных народов» («Философские и общественно-политические произведения пет­рашевцев», стр. 221). В «Речи о задачах об­щественных наук» Кашкин доказывал несостоятель­ность учения религии о том, что мир создан и управля­ется божественным провидением. Наличие в мире ни­щеты и притеснения, несправедливости и страданий человечества свидетельствует против премудрости, че­ловеколюбия и милосердия бога, если бы он даже был. Спешнев, называвший себя коммунистом, утверждал, что христианский бог скроен по образу и подобию че­ловека, но только все телесное отпало и остались свойства, функции, деяния, получившие название «души».

Петрашевцы вошли в историю русской философской и общественной мысли как убежденные пропагандисты идей утопического социализма, а некоторые из них — как сторонники материалистического мировоззрения. «Петрашевцы,— писал Герцен,— были нашими меньшими братьями, как декабристы — старшими» (А- И. Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, т. X. М., 1956, стр. 318).