Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель и вождь российского революционно-демократического дви­жения 50—60-х годов XIX в., воинствующий философ-материалист, великий социалист-утопист и замечатель­ный литературный критик. Чернышевский и его сорат­ники открыли новый этап в развитии русского револю­ционного демократизма и материализма.

Общественно-политическая деятельность Чернышев­ского и его последователей развернулась в период под­готовки и проведения реформы 1861 г. В это время кре­постной строй трещал по всем швам: царская Россия потерпела поражение в Крымской войне, в стране изо дня в день нарастала волна массового крестьянского движения и складывалась революционная ситуация. Развернулась острая идейная борьба между революци­онными демократами во главе с Чернышевским, с одной стороны, и крепостниками и либералами — с другой.

Чернышевский родился в Саратове в семье священ­ника. Первоначально обучался там же в духовной семи­нарии, затем в Петербургском университете (1846— 1850). Уже в университетский период Чернышевский жадно следил за политической и идейной жизнью в России и на Западе, за выступлениями Белинского, Гер­цена, изучал труды Гегеля, Фейербаха, Фурье и других западноевропейских мыслителей. По окончании универ­ситета Чернышевский работал преподавателем в сара­товской гимназии (1851—1853), где он внушал учащим­ся ненависть к господствовавшим в стране порядкам. В 1853 г. он переехал в Петербург, где первоначально сотрудничал в журнале «Отечественные записки», затем возглавил журнал «Современник», в котором публико­вал многие свои философские, социологические и лите­ратурно-критические произведения. Активное участие в идейной борьбе с самодержавием и помещичье-буржуазными либералами, защита коренных интересов тру­дящихся и осуждение грабительской реформы 1861 г., пропаганда идей народной революции, материализма и атеизма, составление нелегальных революционных про­кламаций — все это вызвало со стороны правительства жестокие репрессии против революционно-демократиче­ского лагеря вообще, против Чернышевского в част­ности.

В 1862 г. Чернышевский был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. В 1864 г. он был пригово­рен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири, где он томился в общей сложности 19 лет. Все попытки царского правительства сломить Чернышевского, заставить его просить о помиловании потерпели крах. По ходатайству его родных Чернышев­ский был в 1883 г. переведен из Сибири в Астрахань. За несколько месяцев до смерти ему разрешили жить в Саратове.

В Петропавловской крепости Чернышевским был на­писан роман «Что делать?», сыгравший выдающуюся роль в формировании идеологии революционной моло­дежи в России и за рубежом. Многие поколения рево­люционеров с благоговением отзывались об этом романе, который помог им встать на путь революционной борьбы. И хотя Чернышевскому и его сторонникам не удалось воплотить в жизнь свои мечты, поднять на вос­стание народ, и реакция, поддержанная либералами, одержала победу над революционерами, «на деле имен­но они были великими деятелями той эпохи, и, чем дальше мы отходим от нее, тем яснее нам их величие, тем очевиднее мизерность, убожество тогдашних либе­ральных реформистов» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 20, стр. 179.).

Несгибаемый революционер Чернышевский своей са­моотверженной борьбой оставил неизгладимый след в российском освободительном движении, а своими тру­дами дальше развил революционно-демократические, философские, социологические и литературно-критиче­ские идеи своих предшественников — Белинского, Гер­цена, Огарева. В. И. Ленин считал Чернышевского выдающимся революционером-демократом, одним из предшественников русской социал-демократии, который ближе всех подошел к научному социализму. Он был неустанным проповедником цельного философского ма­териализма, диалектиком, непримиримым врагом всяких форм идеализма, мистики и реакции.