Диалектика

Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский продолжал разраба­тывать и развивать диалектику. Диалектику Гегеля он считал важнейшим завоеванием философской науки но­вого времени, острым оружием в борьбе против реак­ции и застоя. Но вместе с тем Чернышевский подобно Белинскому и Герцену резко критиковал Гегеля за кон­сервативные выводы, которые делал немецкий мысли­тель из своей философии, порой принося диалектиче­ский принцип в жертву своей философской системе.

Из учения о поступательном характере развития, о смене устаревших форм новыми, более прогрессивными Чернышевский делал революционные выводы. У него диалектика служила для теоретического обоснования необходимости классовой борьбы, народной революции, осуществления социалистических идеалов и историче­ского прогресса в целом. Развитие Чернышевский трак­тует как саморазвитие. Жизнь представляет собой «по­ляризацию», «раздвоение сил», которое и является источником постоянного движения и развития. Движе­ние внутренне присуще телам, оно порождает их само­развитие. Так, химические процессы Чернышевский тол­ковал как превращение количественных изменений в ка­чественные, подходя в их трактовке близко к Энгельсу. Биологические процессы он рассматривал в плане эволюционного развития живой природы от низших форм к высшим, от простых к более сложным. Чернышевский положительно оценивал эволюционную теорию Ч. Дарвина, но отвергал мальтузианские идеи в его учении.

Что касается общественного развития, то Чернышев­ский подчеркивал, что оно проходит не плавно, а через острую борьбу между бедными и богатыми, имущими и неимущими. С его точки зрения, деление на классы по­рождено неравномерным распределением экономических богатств. Идею классовой борьбы он доводил до при­знания смены старых, отживших форм общественного устройства новыми, до требования народной революции, задача которой — уничтожить политическое и имущест­венное неравенство, угнетение человека человеком и осуществить социализм. В связи с этим В. И. Ленин указывал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы.

Большое значение в общественном развитии Черны­шевский придавал закону отрицания отрицания. В ра­боте «Критика философских предубеждений против об­щинного владения» он мастерски применил этот закон диалектики к обоснованию смены одной формы собст­венности другой, неизбежного торжества коллективной формы собственности над частной. Чернышевский дока­зывал, что не всякое развитие, идущее через отрицание отрицания, должно проходить все стадии отрицания, что в ходе развития обстоятельства могут сложиться так, что средний момент в отрицании может отсутствовать или сокращаться до минимума. Так, он считал, что в России, где сохранилась крестьянская община, возмо­жен после демократической революции переход от кре­постного права к осуществлению социализма, минуя стадию мучительного капиталистического развития. Но. этот взгляд Чернышевского был утопичен.