Социологические идеи

Социологические идеи Добролюбова развивались в том же русле, что и у Чернышевского. Он признавал, что в обще­стве имеются «неизменные законы исторического раз­вития», не зависящие от воли отдельных людей. Люди должны считаться и согласовывать свои действия с эти­ми законами. В объяснении общественной жизни у Доб­ролюбова имеется ряд материалистических догадок. По­добно другим революционным демократам Добролюбов был историческим оптимистом, говорил о значении классовой борьбы между трудящимися и дармоедами (т. е. угнетателями), между демократией и аристокра­тией, которая ведется ради уничтожения или сохранения экономического неравенства. Определив, что «борьба аристократии с демократией составляет все содержание истории», весь ее пафос, он полагал, что со вре­менем, когда труд будет возвеличен и экономическое неравенство будет уничтожено, падут и разные формы дармоедства, а вместе с ними исчезнет классовая борьба.

Движущей силой общественно-исторического разви­тия Добролюбов считал народные массы. Чтобы полу­чить верное представление об истории, писал он, необхо­димо объяснить ее исходя из идеи «об участии в событиях всего народа, составляющего государство». Что касается исторических личностей, то их деятельность, к которой идеалисты-социологи сводили исторический процесс, он сравнивал с искрой, способной взорвать порох, но не способной воспламенять камни. Влияние исторической личности тем ощутительнее, чем лучше она поняла на­зревшие потребности в обществе и чем энергичнее дей­ствует для их удовлетворения. «Значение великих исто­рических деятелей можно уподобить значению дождя, который благотворно освежает землю, но который, однако, составляется все-таки из испарений, поднимаю­щихся с той же земли (Н, А. Добролюбов, Собрание сочинений в девяти томах, т. 5. М. — Л., 1962, стр. 459). Добролюбов говорил и о «ма­териальном факторе», об экономической стороне» как играющих большую роль в, жизни общества, подразуме­вая под ними имущественные отношения, имущественное неравенство.

Добролюбов признавал прогрессивное значение сме­ны крепостного строя капиталистическим. Однако он видел, что и при новом строе положение «рабочих клас­сов» осталось тяжелым, более того, «рабочий народ остался под двумя гнетами: и старого феодализма, еще живущего в разных формах и под разными именами во всей Западной Европе, и мещанского сословия (т. е. капиталистов. — Авт.), захватившего в свои руки всю промышленную область». Он также видел, что «проле­тарии», т. е. трудящиеся, начинают все лучше сознавать свое положение, что горький опыт научает их многому, и был уверен, что со временем они уничтожат и эту капиталистическую форму угнетения.