П.Н. Ткачев

Виднейшим народником заговорщи­ческого направления был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). В годы 1862—1871 за уча­стие в освободительном движении Ткачев несколько раз подвергался аресту и тюремному заключению. В 1873 г, он тайно покинул Россию и с головой ушел в револю­ционное народническое движение. В своем журнале «Набат» (1875—1881) Ткачев пропагандировал заговор­щические идеи. Силами заговорщической группы револю­ционно настроенных интеллигентов он замышлял сверг­нуть в России самодержавие, уничтожить власть поме­щиков и капиталистов, принести освобождение народу. Последние годы он активно сотрудничал в газете Бланки «Ни бога, ни хозяина», объявлял Бланки своим полити­ческим учителем. Будучи сторонником заговорщической тактики борьбы с самодержавием, Ткачев обрушивался на народников-пропагандистов, и особенно на их идео­лога П. Л. Лаврова, необоснованно обвиняя его в либе­рализме.

Народ, утверждал Ткачев, ввиду своей отсталости и забитости, инертности, неорганизованности и «рабских привычек», привитых ему веками господства деспотиче­ской власти, не способен еще на данном этапе к само­стоятельным революционным действиям. Поэтому дело освобождения народа от гнета, нищеты и невежества должна взять в свои руки наиболее передовая часть ре­волюционной интеллигенции, используя «разрушитель­ную силу» народных масс. Свергнув самодержавие и захватив власть, революционное меньшинство должно провести ряд реформ в области экономической, полити­ческой и правовой. Для этого необходимо постепенно преобразовать крестьянскую общину в «общину комму­ны», основанную на принципе общего владения землей и орудиями производства, на совместном труде; про­вести экспроприацию орудий производства и обратить их из частной собственности в общественную; со временем добиться устранения физического, умственного и нрав­ственного неравенства между людьми; общественное воспитание строить на принципах «любви, равенства и братства»; уничтожить политическое неравенство между мужчинами и женщинами, рабскую зависимость женщин и их подчиненность мужчинам; развивать общинное са­моуправление и добиваться «упразднения центральных функций государственной власти» (П. Н. Ткачев. Избранные сочинения на социально-политиче­ские темы, т. 3. М., 1933, стр. 227).

Касаясь положения рабочего класса в Западной Европе, Ткачев полагал, что никакого классового при­мирения между рабочими и капиталистами нет и быть не может, что коренное улучшение жизни рабочего клас­са может наступить лишь после революционного пере­устройства современного капиталистического строя, ког­да буржуазия будет лишена политической власти и эко­номического богатства Ткачев довольно точно определял буржуазный характер учения Прудона, перекликаясь в этом вопросе с Марксовой оценкой Прудона.

Ткачев отвергал органическую теорию общества Спенсера и политическую концепцию общественного устройства Конта, характеризуя первую как бесплодную и мертвую, призванную оправдать незыблемость бур­жуазного строя, вторую — как ретроградную, оскорбля­ющую человеческое достоинство.

Ткачев был знаком с некоторыми произведениями Маркса и Энгельса, в частности с трудом «К критике политической экономии». Он по-своему воспринял и оце­нил «экономический принцип» объяснения общественной жизни, в том числе происхождения сознания. Под влия­нием его он написал ряд статей. В одной из них он утверждал: «Я полагаю, что все явления политического, нравственного и интеллектуального мира в последнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и «экономической структуре» общества, как выражается Маркс. Развитие и направление экономических начал, обусловливает собою развитие и направление политиче­ских и социальных отношений вообще, кладет свою пе­чать на самый интеллектуальный прогресс общества, на его мораль, на его политические и общественные воз­зрения» («Дело», ч. 2, февраль 1869, стр. 63—64).

Под этим же углом зрения он критиковал «Историче­ские письма» Лаврова. Однако это не дает основания считать Ткачева историческим материалистом, так как роль «экономического принципа» он понимал упрощенно, в духе «экономического материализма» и не связывал его с характером развития производительных сил и про­изводственных отношений. К. тому же он не понимал социальной природы государства, интеллигенции, за что подвергался критике со стороны Энгельса. Но то, что в условиях отсталой России Ткачев обратил внимание на экономическое учение марксизма и высоко оценил это учение, несомненно, его немалая заслуга.

Ткачев считал себя сторонником антропологического материализма, или, по его терминологии, приверженцем «реализма», «реалистической философии». Он разделял основные положения учения Дарвина о происхождении видов, Но возражал против распространения принципа «борьбы за существование» на общественную жизнь.

Острой критике Ткачев подвергал религиозно-мисти­ческую философию Юркевича, Вл. Соловьева, персона­лизм Козлова, субъективный идеализм Шопенгауэра и Гартмана, позитивизм Кавелина, Лесевича, Авенариуса, неокантианство Ланге, Паульсена, Геринга. Главный порок идеалистических учений, по мнению Ткачева, за­ключается в том, что одни из них смыкаются с религией и возрождают «мистическую метафизику», другие- же пытаются отвлечь человечество от разрешения острых насущных вопросов. Следует, однако, сказать, что Тка­чев делал уступки позитивизму и в вопросах эстетики отдавал дань психологизму.