М. А. Бакунин

Главным идеологом народников-анархистов былМихаил Александ­рович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. уехал за границу. В 1848—1849 гг. участвовал в пражском и дрезденском народных восстаниях. Выдан­ный правительству России, он был посажен в Петропав­ловскую и Шлиссельбургскую крепости, где написал «Исповедь» на имя Николая I, в которой «каялся» в своих заблуждениях, а затем письмо Александру II из Сибири (куда он был сослан навечно) с просьбой о по­миловании. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири. Сотруд­ничал в «Колоколе» Герцена. В 1864 г. он переехал в Италию и начал сколачивать анархистские организации, оформив их в 1868 г. в «Международный альянс социа­листической демократии». Вступив в Первый Интерна­ционал, Бакунин развернул ожесточенную борьбу против Маркса, Энгельса и их сторонников, противопоставляя марксизму учение анархизма, за что в 1872 г. был исклю­чен из Интернационала.

Бакунин был одним из ведущих идеологов междуна­родного анархизма. Его анархистские идеи изложены главным образом в работах «Государственность и анар­хия» (1873) и «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1876). Анархизм, как общественное течение, был идео­логией мелкобуржуазных классов и люмпен-пролетариев, страдавших от развивающегося крупного капитала и искавших выход из создавшегося тяжелого положения в стихийных бунтах и разрушении государства. Бакунин и его последователи в России и на Западе не понимали исторического значения крупной промышленности и про­мышленного пролетариата в подготовке условий для победоносной социальной революции. Ополчаясь против буржуазного государства и требуя его разрушения, Ба­кунин начисто отрицал возможность создания пролета­риатом своего государства и его использования и сохра­нения для подавления сопротивления господствующих классов и для построения социализма. Он не видел прин­ципиальной качественной разницы между буржуазных государством и государством пролетарским, между диктатурой буржуазии и диктатурой пролетариата, одинаково отметая и то и другое. По мысли Бакунина, вся­кое государство стоит на страже реакции, подавляя личность, угнетает народные массы, враждебно трудящимся. Чтобы освободить массы от эксплуатации, порабощения и насилия, государство должно быть разобщено. Диктатуру пролетариата Бакунин ошибочно отождествлял с господством интеллигентского меньшинства над всеми трудящимися.

Социальную революцию Бакунин мыслил себе в виде всемирного бунта, совершаемого угнетенными массами крестьянства и люмпен-пролетариатом. Она должна на­чаться в таких странах, как Россия, Италия, Испания, в странах Латинской Америки, где преобладает не промышленный пролетариат, а беднейшие крестьянские массы и чернорабочие. Проповедь социальной револю­ции сочеталась у Бакунина с недооценкой политических революций и политической пропаганды. По его убежде­нию, народ давно готов к бунтам и восстанию. Поэтому задача революционера не пропаганда, а «организация всенародного бунта», проведение между общинами «жи­вого тока революционной мысли, воли и дела». Освобо­дившиеся общины должны быть организованы на добро­вольных принципах федерализма и самоуправления.

Критикуя утопические, мелкобуржуазные иллюзии анархизма, Ленин указывал, что «анархизм за 35—40 лет (Бакунин и Интернационал 1866—) своего существова­ния (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего кроме общих фраз против эксплуатации.

Более 2000 лет эти фразы в ходу. Недостает (а) по­нимания причин эксплуатации; (В) понимания развития общества, ведущего к социализму; (у) понимания клас­совой борьбы, как творческой силы осуществления со­циализма» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 5, стр 377). Маркс, Энгельс, Ленин вели неустанную борьбу с анархизмом, не понимавшим роли организации и воспитания пролетариата, отрицавшим значение поли­тической борьбы в буржуазном обществе и тем самым подчинявшим рабочий класс буржуазной политике. «Анархизм,— писал В. И. Ленин, — вывороченный на­изнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма... Анар­хизм — порождение отчаяния. Психология выбитого из колеи интеллигента или босяка, а не пролетария...» (Там же, стр. 377, 378) Этим и объясняется, что анархизм пользовался довольно сильным влиянием среди русских революционных на­родников и воспринимался ими как призыв к уничто­жению самодержавия и помещичье-буржуазной собствен­ности, как призыв к социальной революции.

Философские воззрения Бакунина претерпели слож­ную эволюцию. В 30-х годах Бакунин был правоверным гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, а в 60— 70-x годах выступал как приверженец материализма и атеизма, хотя и не последовательно. Его философские идеи последнего периода наиболее полно изложены в работах «Кнуто-Германская империя», «Антитеологизм», Бог и государство». В них он резко критиковал идеалистические и теологические системы, церковь и мистицизм, рассматривая бога как «абсолютную пусто­ту», «мертвую абстракцию» и «небытие», а церковь как служанку государства угнетателей. Мир, утверждал
Бакунин, никем не создан, вечен, все живое — от прос­тейших растений до человека с его духовным миром порождено материальным миром в процессе длительной эволюции.

Защищая материализм, Бакунин писал: «Материализм исходит от животности, чтобы установить человечность; идеализм исходит от божественности, чтобы установить рабство и осудить массы на безысходную животность. Материализм отрицает свободную волю и приходит к установлению свободы; идеализм во имя человеческого достоинства провозглашает свободную волю и на разва­линах всякой свободы основывает власть. Материализм отвергает принцип власти, ибо рассматривает ее с пол­ным основанием как порождение животности, и потому что, напротив того, торжество человечества, которое, по его мнению, есть главная цель и смысл истории, осущест­вимо лишь при свободе. Одним словом, в любом вопросе вы всегда уличите идеалистов в практическом осущест­влении материализма. Между тем как материалистов вы, напротив того, увидите всегда преследующими и осу­ществляющими самые глубоко-идеальные стремления и мысли (М.Бакунин. Избранные сочинения, т. II. М., 1919, стр. 185—186)

О себе Бакунин говорил, что разделяет «экономиче­ский материализм» Маркса и Энгельса, их положение о том, что общественное бытие определяет сознание.

Былобы, однако, неправильно считать Бакунина исто­рическим материалистом. Указанное положение он трак­товал в духе вульгарного экономизма, выводя идеи не-, посредственно из экономики общества. Он рассматривал человека не как совокупность определенных обществен­ных отношений, а как «наивысшее проявление живот­ного начала». В ряде случаев, забывая об «экономиче­ском материализме», Бакунин решающую роль в. исто­рическом прогрессе приписывал «человеческой живот­ности», «мысли», «бунту». Некритически относился он к учению вульгарных материалистов второй половины XIXв., переоценивал позитивистскую философию, не видя ее идеалистического характера.