Украина

ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры укра­инского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое на­правление общественной мысли. Представители этого на­правления Т. Шевченко, Леся Украинка, И. Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский были убежденными материалистами и атеистами, вели борьбу против гос­подствовавшей крепостнической идеологии, религии и философского идеализма.

Идейным вождем революционно-демократического движения и выдающимся представителем философской мысли на Украине середины XIX в. был Тарас Григорь­евич Шевченко (1814—1861), который «своими произве­дениями, проникнутыми глубокой ненавистью к угнета­телям», сыграл «громадную роль в развитии националь­ного и социального самосознания украинского народа» (Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654— о4 гг.)». М., 1954, стр. 13).

В борьбе с религиозно-деистической идеологией украинских помещичье-буржуазных либералов и нацио­налистов Шевченко отстаивал основное положение мате­риалистической философии об объективной реальности мира, о вечности и неуничтожимости материи. Шевченко называет природу «бессмертной», бесконечно разно­образной, в которой все процессы и явления находятся в вечном движении и изменении . Человек, по убежде­нию Шевченко, способен познать мир, а источник зна­ния — реальная жизнь, действительность. Он отрицает учение религии о боге, бессмертии души и загробном мире. В поэме «Сон» («У всякого своя доля...»), обра­щаясь к народу, поэт-атеист прямо заявлял: «Нет на небе бога!», «Нет за гробом рая!» (Т. Шевченко. Собрание сочинений в пяти томах, т. 1. М., 1955, стр. 317) — и призывал веру­ющих очнуться, не верить попам и не молиться богу. Шевченко понимал, что религия служит интересам гос­подствующих классов, она оправдывает крепостнический гнет и другие социальные несправедливости.

Кругом неправда и неволя,

Народ замученный молчит,

А на апостольском престоле

Монах раскормленный сидит.

Он кровью, как в шинке, торгует,

Твой светлый рай сдает внаем!

( Там же, стр. 341)

Однако атеизм Шевченко был ограниченным, просве­тительским. Он не видел классовых корней религии и путей ее преодоления.

В своих произведениях Шевченко выступил как не­примиримый враг крепостничества и самодержавия. Вслед за Чернышевским Шевченко обращался к кресть­янству с призывом к восстанию, звал к «топору» как единственному средству освобождения от крепостной кабалы. В 1858 г. он писал:

...Добра не жди, Не жди свободы невеселой — Она заснул;: царь Никола Заставил спать. Чтоб разбудить Беднягу, надо поскорее Всем миром обух закалить Да наточить топор острее — И вот тогда уже будить (Т. Шевченко. Собрание сочинений в пяти томах, т. 2. М., 1959. стр. 284).

В объяснении общественных явлений Шевченко был идеалистом, но в его рассуждениях были и элементы материалистического понимания истории. Так, пропаган­дируя крестьянский утопический социализм, он указывал на громадную роль народных масс в жизни общества, на огромное значение борьбы трудящихся против эксплуа­тации.

Материалистические взгляды Шевченко наиболее ярко выразились в области эстетики. Исходным, первич­ным для искусства он считал прекрасное в природе, в жизни, а не «идею прекрасного», как утверждали идеа­листы. Выступая против теории «искусство для искус­ства», Шевченко стремился поставить литературу и искусство на службу простому народу, ратовал за на­родность искусства, за его демократическую идейность.

Выдающийся украинский писатель и мыслитель Иван Франко (1856—1916) учился во Львовском университете, в 1893 г. в Вене получил ученую степень доктора фило­софии. Со студенческих лет Франко принимал активное участие в революционном движении, за что неоднократ­но подвергался тюремному заключению и находился под постоянным полицейским надзором.

Франко — классик украинской литературы—был вместе с тем выдающимся ученым, экономистом и фило­софом. В своих сочинениях он отстаивал и пропаганди­ровал материалистическое мировоззрение. В основе ми­роздания, утверждал он, лежит никем не сотворенная и неуничтожимая, вечно развивающаяся материя, кото­рую Франко часто называет «мать-природа». «Одно лишь вечно, без разрушения и без предела — это мате­рия...» (И. Франко. Избранные сочинения, т. 1. М., 1945, стр 265) Важнейшим свойством материи Франко считал движение. «В действительности, в природе,— писал он,— все подчиняется постоянным изменениям, движению и обмену материи». Однако Франко понимал движение и развитие ограниченно. В частности, он не признавал скачков в развитии природы и общества, рассматривая развитие как процесс постепенных изменений.

В противоположность идеалистам, агностикам Фран­ко доказывал, что законы развития материального мира вполне познаваемы. Предмет познания — природа, ибо «вне природы нет познания, нет правды» (И. Франко. Твори, т. П. Киев, 1952, стр. 50).

Франко был воинствующим атеистом, противником всякой религии. Полагая, что засилье религии коренится в невежестве, незнании действительных законов природы и истории, он в то же время отмечал, что религиозные верования зависят от социальных условий жизни людей.

Франко испытал на себе благотворное влияние марк­систской идеологии. С конца 70-х годов он начинает про­являть интерес к научному социализму, изучает произве­дения Маркса и Энгельса, переводит на украинский язык ряд глав из «Капитала» Маркса, «Анти-Дюринга» Энгельса, пишет статьи о «Манифесте Коммунистиче­ской партии».

В мировоззрении Франко ярко выражены элементы материалистического понимания истории. Историю он рассматривал как закономерный процесс, в котором важнейшую роль играют материальные факторы. Кри­тикуя субъективно-идеалистические взгляды на историю, Франко писал: «...история народов — это не история «Господ Обломовых», а история народных масс и тех социальных, экономических и духовных течений, которые с непреоборимой стихийной силой проявляются в их жизни» (Франко. Твори, т. 16, стр. 351)

Франко в ряде своих сочинений подчеркивал роль материального производства в жизни общества. «Мате­риалистическая экономия,— писал он,— громко провоз­гласила и прекрасно мотивировала тот тезис, что обще­ственные и политические учреждения — это внешнее проявление или, по образному выражению, надстройка производственных отношений данного общества...» (И. Франко. Твори, т. 19, стр. 148).

Хотя Франко воспринял целый ряд положений марк­сизма и пропагандировал некоторые идеи марксизма, однако он не стал сознательным его сторонником.