Армения

Во второй половине XIX в. под влиянием передовой русской куль­туры в Закавказье развивается материалистическая фи­лософия. Наиболее выдающимися представителями ее были М. Л. Налбандян (Армения), И. Г. Чавчавадзе (Грузия), М. Ф. Ахундов (Азербайджан).

Выдающийся армянский поэт и мыслитель Микаэл Налбандян (1829—1866) пропагандировал идеи мате­риализма. Единомышленник русских революционных де­мократов, он подверг критике немецкую идеалистиче­скую философию. В своей работе «Гегель и его время» он критикует Гегеля за попытку выводить все много­образие материального мира из развития абсолютной идеи, мирового духа и, высоко оценивая заслуги немец­кого мыслителя в открытии законов диалектики (отде­ляя их от его идеалистической системы), указывает на ограниченность его диалектического метода и непосле­довательность. «Философия,— писал он,— если она ме­тод и систему своего учения рассматривает как абсо­лютно непререкаемые и неизменные, такая философия, если даже она проповедует свободу, уже становится вра­гом свободы, выносит сама себе смертный приговор» (Налбандян. Избранные философские и общественно-поли­тические произведения. М, 1954, стр. 460.).

Налбандян выступил против абстрактной, спекулятив­ной философии, оторванной от жизни. Философия для нeгo орудие освобождения трудящихся. Идея развития, прогресса пронизывает все мировоззрение Налбандяна.И. «Природа не знает покоя,— писал он,— она находится в постоянном движении. Это ее жизнь» (М. Налбандян. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 358 (арм. яз.).)

Общественную жизнь Налбандян рассматривал как процесс борьбы между передовыми и реакционными си­лами, в которой должно победить новое, прогрессивное, ибо «жизнь течет только в одном направлении — впе­ред» (Там же, стр. 391) Он признает определяющую роль народных масс в истории. «Как бы ни была богата нация замечатель­ными людьми,— писал он,— тем не менее движущей силой ее остается простой народ — именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины» (Там же, стр. 332.) Однако он не смог встать на позиции материалистического понимания истории.

Налбандян был социалистом-утопистом. Не поняв исторической роли пролетариата, он ошибочно полагал, что крестьянство может самостоятельно взять власть, и считал возможным для России (и для Армении) переход к социализму через сельскую общину.