Средняя Азия

Под влиянием передовой русской культуры в Средней Азии, самой отсталой тогда окраине царской России, возникает но­вое течение общественной мысли — просветительство. В противовес представителям реакционно-феодальной идеологии, отстаивавшим неприкосновенность патриар­хально-феодальных устоев, проповедовавшим теорию «предопределения» и пытавшимся при помощи нацио­налистических теорий панисламизма и пантюркизма оторвать Туркестан от России и превратить его в коло­нию иностранных государств, просветители выступили против сохранения патриархально-феодальных отноше­ний, за развитие и распространение светских знаний, призывали трудящихся укреплять дружбу с русским на­родом, изучать его прогрессивную культуру. Виднейшим представителем передовой мысли Средней Азии этого периода был А. Дониш.

Ахмад Дониш (1827—1897)—таджикский ученый и философ-просветитель, родился в Бухаре и там же полу­чил первоначальное образование. Он написал книгу «Редчайшие происшествия» и другие сочинения. По своим философским взглядам Дониш был идеалистом: основой всего сущего, причиной бытия, он считал чистый, божественный дух. Индивидуальная человече­ская душа, по его мнению, существует только в теле и смертна. С этой точки зрения он критикует мистическое учение о переселении души после смерти человека. Не­смотря на непоследовательность критики им учения о бессмертии индивидуальной души (поскольку он призна­вал существование верховного, абсолютного духа), эта критика имела в тогдашних условиях Средней Азии прогрессивное значение.

Мировоззрению Дониша присущи элементы стихий­ного материализма. Он не сомневался в объективном существовании Вселенной и стремился вскрыть ее внут­ренние закономерности. Дониш отверг идеалистическую концепцию предопределения, которая имела широкое распространение на мусульманском Востоке, в частности Средней Азии. Судьба человека, доказывал Дониш, «ит от него самого. Бог не поможет голодному добывать пищу, средства к существованию добываются трудом человека. Поэтому Дониш призывал своих соотечественников изучать естественные науки, овладевать профессиями, необходимыми для добывания средств к жизни, для строительства жилищ, для благоустройства мира.

Дониш одним из первых выступил с критикой обще­ственного и государственного строя Бухарского ханства] Начав с проповеди реформ, он к концу своей жизни при­ходит к выводу, что для улучшения жизни народа нужны более радикальные средства, в том числе и насилья ственные. Но он не призывал открыто к свержению cyществующего строя.