Болгарские мыслители.

Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянски­ми восстаниями. В начале 70-х годов в стране складыва­лась революционная ситуация. Назревавшая буржуазно-Демократическая крестьянская революция подрывала ус­тои «самого варварского», по выражению болгарского марксиста В. Коларова, турецкого феодального абсолю­тизма.

Видными идеологами освободительного движения бы­ли Басил Невский (1837—1873) и просветитель-материа­лист Любен Каравелов (1834—1879). Каравелов был первым болгарским мыслителем XIX в., выступавшим с открытой пропагандой материалистической философии, исходящей из идей Фейербаха и Чернышевского.

Вождем болгарской революционной демократии 70-х годов был выдающийся мыслитель-материалист Христа Ботев (1848—1876). В юности он провел три года в России, где учился в одесской гимназии. Здесь он завязал отношения с подпольным революционно-демократическим движением, изучал труды Чернышевского и его соратников. Исключенный за свободомыслие из одес­ской гимназии, а вскоре вынужденный покинуть Болга­рию, Ботев стал издавать в Румынии газеты «Слово болгарских эмигрантов» и «Знамя» и возглавил Бол­гарский революционный центральный комитет. В 1876 г., во время национально-освободительного восстания бол­гарских крестьян, Ботев пал от турецкой пули.

X. Ботев стремился слить воедино борьбу народных масс против иноземного турецкого владычества с борь­бой против «отечественных эксплуататоров». Считая революцию «триумфальными воротами для каждого народа» ( Христо Ботев. Публицистика. М., 1952, стр. 40), он доказывал, что вооруженное восстание, «революция народная, немедленная, грозная» — единст­венный путь освобождения болгар от всех иноземных и отечественных поработителей. Ботев был вместе с тем утопическим социалистом. Идеализируя сельскую общи­ну и ремесленные цехи, он ошибочно полагал, что болгарский народ, совершив революцию, уничтожит частную собственность и разовьет «социалистические зародыши», таящиеся, по его мнению, в этих формах со­циальной организации.

В 1871 г. Ботев под впечатлением событий Париж­ской коммуны составил так называемый «Символ веры болгарской коммуны». В нем находятся следующие пла­менные слова: «Верую... в единый коммунистический об­щественный порядок — спаситель всех народов от веко­вого гнета и страдания через братский труд, свободу и равенство... Чаю пробуждения народов и будущего ком­мунистического строя во всем мире».( Христо Ботев. Избранное. М., 1948, стр. 27. о)

В 1874 г. Ботев, по некоторым свидетельствам, позна­комился с первым томом «Капитала» Маркса в русском переводе. Он приветствовал деятельность I Интернацио­нала. Ботев отказывается от своей прежней идеализа­ции крестьянской общины и заявляет, что она превра­тилась в орудие в руках чорбаджиев (откупщиков податей и ростовщиков). В своих новых статьях он ут­верждает, что залог будущей победы социализма в Болгарии — в борьбе «пролетариата», под которым он понимал, однако, не индустриальных рабочих, а кресть­ян и городскую бедноту. Поэтому, когда Ботев писал, что «все бедняки-рабочие, к какой бы народности ни принадлежали, где бы ни жили,— братья», он имел в виду союз всех угнетенных вне зависимости от их клас­совой принадлежности.

Двигателем исторического прогресса Ботев считал передовые идеи. В 70-х годах к этим идеалистическим представлениям Ботев прибавляет положения, прибли­жающиеся к историческому материализму. Так, он пи­шет, что необходимо сначала добиться коренного изме­нения экономического положения «пролетариата», а уж потом на основе этого строить новую, передовую куль­туру. Он указывал, что та или иная форма нравствен­ности вытекает из экономического и политического по­ложения народа, но никак не наоборот.

По своим философским убеждениям Ботев был ма­териалистом и атеистом. Материалистическое мировоз­зрение Ботева выросло из его враждебного отношения к религии. Это помогло ему вскрыть непосредственную связь между религией и философским идеализмом. Бо­тев видел, что веру в бога поддерживают угнетатели при посредстве духовенства, представляющего собой «шпионов и мракобесов, ослепляющих народ страхом перед богом...» (Христо Ботев. Публицистика, стр 49) «Религия,—писал он,— такое же не­счастье для человечества, как чума, холера, война и остальные бичи...» (Там же, стр. 244—245)

В эстетике Ботев был продолжателем материалисти­ческих идей Чернышевского. Литература, по Ботеву, должна идти в ногу с жизнью, со стремлениями и по­требностями народа, отображая его жизнь и чаяния «так, чтобы не было науки для науки, искусства для искусства, а журналистика перестала пережевывать старые, сгнившие и давным-давно выброшенные евро­пейские отбросы» '(Христо Ботев. Публицистика, стр. 161).

Мировоззрение Ботева было высшим достижением теоретической мысли болгарского народа в период борьбы за освобождение от турецко-феодального гнета. Основатель Болгарской коммунистической партии Дмит­рий Благоев впоследствии указывал, что Ботев сыграл; роль «предтечи научного социализма в Болгарии».