Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен

С середины XIX в. феодальный Китай начал превра­щаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния ино­странных держав и предательская политика маньчжур­ской династии вызвали резкое недовольство передовых сил страны. После поражения Китая в «опиумной» войне с Англией это недовольство вылилось в открытое крестьянское восстание, вошедшее в историю под на­званием восстания тайпинов (1851 —1864). В создан­ном тайпинами на освобожденной от маньчжурского владычества территории «Небесном государстве» были проведены прогрессивные реформы, и в первую очередь земельная. В силу ряда исторических причин Тайпинское восстание было подавлено. Однако оно явилось мощным толчком в идейной жизни китайского народа. Революционная программа демократических преобразо­ваний, которую пытались осуществить тайпины, стала злободневной для Китая, а идея равенства, проповедуе­мая тайпинами, на протяжении десятилетий оставалась самой революционной идеей крестьянского движения. В этих условиях в 90-е годы возникает реформаторское движение, которое также было подавлено (1898). Оно сыграло прогрессивную роль и революционизировало передовые слои китайского общества.

Одним из передовых идеологов-реформаторов был Тань Сытун (1865—1898). Продолжая лучшие традиции многовековой материалистической философии Китая, Тань Сытун, хорошо усвоив естественнонаучные знания того времени, пытался на их основе создать свою фило­софскую систему. В книге «Женьсюэ» («Учение о гу­манности») Тань Сытун связывает традиционное в ки­тайской философии понятие ци с понятием эфира, за­имствованным им из европейской науки. Материальную субстанцию он называет итай. Итай — это нечто незри­мое, вездесущее, оно существует вечно и находится в беспрерывном движении и изменении. Количество этой субстанции итай в мировом пространстве не увеличи­вается и не уменьшается. Материальный мир, в основе которого лежит итай, постоянно обновляется, в нем непрерывно происходит смена старого новым. Источник вечного движения и изменения вещей — две противодействующие друг другу силы, внутренне присущие материальной субстанции итай. Тань Сытун отрицал ка­кую бы то ни было зависимость итай от сверхъестест­венных сил, однако придерживался учения гилозоизма Так, он приписывал электричеству способность ц функцию человеческого мозга.

Философский материализм Тань Сытуна был теоре­тической основой его общественно-политических взгля­дов. Поскольку материальный мир находится в вечном изменении, говорил Тань Сытун, должно постоянно об­новляться и человеческое общество как его составная часть. Он считал, что китайский феодализм уже отжил свой век и должен уступить место новому общественно­му строю, основанному на принципах всеобщего равен­ства. Тань Сытун проповедовал идею братства и мира между народами и мечтал о наступлении такого време­ни, когда на всем земном шаре «не будет государств, не будет войн... не будет господства и деспотизма», ког­да «каждый человек будет свободным и в обществе не будет разницы между благородными и подлыми, бедны­ми и богатыми».

Самым выдающимся революционером Китая конца XIX — первой четверти XX в. был Сунь Ятсен (1866 — 1925). Свои основные идеи Сунь Ятсен воплотил в зна­менитых трех принципах, впервые сформулированных им в 1907 г.: национализм (консолидация нации в борь­бе за освобождение от маньчжурского владычества), демократизм (создание республиканского строя) и прин­цип народного благосостояния (уравнение прав на зем­лю посредством национализации земли). Учение Сунь Ятсена выражало стремление китайского народа покон­чить с феодальным и империалистическим гнетом и соз­дать свободное, независимое китайское государство.

Экономическая программа Сунь Ятсена объективно открывала перед Китаем путь капиталистического раз­вития, хотя сам он считал, что осуществление его эко­номической программы в Китае может «предупредить» развитие капитализма.

В философских взглядах Сунь Ятсена сильна мате­риалистическая тенденция. Он был сторонником теория Дарвина о происхождении видов и положительно отно­сился к его теории эволюции. Однако в учении Сунь: Ятсена имеются элементы эклектики, немало противо­речивых моментов. В ряде вопросов (например, искус­ственная классификация людей на три группы по интеллектуальным данным, виталистическое учение о так называемом жизненном элементе и др.) Сунь Ятсен придерживался идеалистических взглядов.

Учение Сунь Ятсена, несмотря на его противоречи­вость и непоследовательность, было большим шагом вперед в общественной мысли Китая нового времени. Характерно для этого учения то, что в ходе революци­онной борьбы оно постоянно обогащалось, освобожда­ясь от былой ограниченности.

Философская и социологическая мысль Сунь Ятсена, который не был последовательным материалистом, бы­ла направлена главным образом на решение задач ос­вободительного движения китайского народа против феодализма и империализма.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше свое учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установ­ками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демокра­тизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР.

Сунь Ятсен был искренним другом Советского Сою­за. Он горячо приветствовал Октябрьскую революцию, назвав ее «великой надеждой человечества». Сунь Ят­сен верил в нерушимость советско-китайской дружбы. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Со­ветскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет при­ветствовать могучий и свободный Китай, когда в вели­кой битве за свободу угнетенных наций мира обе стра­ны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Таким образом, в России, Польше, Болгарии, Сер­бии, Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии в XIX в., в Китае конца XIX—начала XX в. и в ряде других стран, переходивших от феодализма к капитализму, развива­лась революционно-демократическая мысль. Философ­ские воззрения революционеров-демократов России и Других стран Европы носили в большинстве случаев материалистический характер, нередко содержа­ли в себе глубокие диалектические идеи, служил освободительной борьбе народных масс, представляли собой теоретическое обоснование демократической рево­люции, передовой науки и искусства.

В отличие от других философов домарксистского пе­риода революционеры-демократы не были уже одиноч­ками, они так или иначе были связаны с освободитель­ным движением народа, выражали интересы угнетен­ных, по преимуществу крестьянских, масс, хотя круг этих революционеров был сравнительно немногочислен­ным и их философские идеи не могли еще стать знаме­нем широких народных масс. Материалистическая фи­лософия и диалектика революционных демократов была высшим достижением домарксистского материализ­ма. Наиболее последовательные революционные демократы неустанно боролись с разными формами идеа­лизма, вплотную подошли, по выражению В. И. Ле­нина, к диалектическому материализму и остановились! перед историческим материализмом.