НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Буржуазно-демократические революции 1848 г. по­казали, что либеральная буржуазия становится контр­революционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе этих революций выступил против самой буржуазии. Буржу­азные идеологи начинают видеть в пролетариате об­щественную силу, угрожающую существованию капита­лизма. Буржуазия уже не помышляет о завершении буржуазно-демократических преобразований, она за­ключает союз с реакционными феодальными элемен­тами. Еще до 1848 г. в наиболее развитых капиталисти­ческих странах Западной Европы стал обнаруживаться упадок буржуазной философии. После поражения рево­люции 1848 г. буржуазная философия вступает в пе­риод кризиса. Она отрекается от достижений пред­шествующей буржуазной философии, отбрасывает диа­лектику, становится апологетом капиталистических общественных отношений. Одни из буржуазных филосо­фов начинают проповедовать иррационализм, прини­жающий науку и разум, другие выдают агностицизм за единственно научный философский подход к действи­тельности.

Иррационалисты утверждают, что вера в разум, в его могущество породила опасные для общества попыт­ки постигнуть законы общественного развития, попытки подвергнуть критическому рассмотрению основы обще­ственной жизни — частную собственность, буржуазное право, мораль и религию. Они объявляют источником всех социальных зол «рационализм», чрезмерное прек­лонение перед разумом, не считающимся ни с какими авторитетами и устоями общественной жизни. На место разума иррационалисты ставят слепую, независимую сознанияволю как некое бессознательное начало. В отличие от представителей иррационализма сторон­ки агностицизма называют себя позитивистами ипредставителями научной философии. На деле же и те и другие, дополняя друг друга, остаются идеалистами ведущими неустанную борьбу против материализма.