Иррационалистический рационализм Шопенгауэра

Одним из первых крупных представителей буржуазного иррационализма был немецкий философ Aртур Шопенгауэр (1788—1860). Сын банкира, Шопенгауэр получил среднее образование в Англии. По присуждении ему ученой степени в Иене он поселился в Дрездене, где в 1818 г. закончил первый том своего главного произведения «Мир как воля и представление». События 1848 г. возбудили в Шопен­гауэре крайнюю неприязнь и ненависть к революцион­ным массам.

Главными теоретическими источниками философии Шопенгауэра были учения Канта, Платона и отчасти Шеллинга. Гегелевскому историзму и высокой оценке роли государства в развитии общества Шопенгауэр противопоставил внеисторическое понимание личности, этический индивидуализм и ограничение роли государ­ства чисто полицейскими функциями. С точки зрения Шопенгауэра, сущность личности образует независимая от разума воля, слепое хотение, неотделимое от телес­ного существования человека, проявление некоей косми­ческой, мировой воли, которая составляет основу и ис­тинное содержание всего сущего.

Учение Шопенгауэра-—объективный идеализм в со­четании с идеализмом субъективным. Специфическая особенность его философского учения — волюнтаризм. Шопенгауэр вслед за Кантом различает «вещь в себе» и «явления». «Вещь в себе», по его мнению, познавае­ма, она есть не что иное, как «воля». «Воля» образует абсолютное начало всякого бытия, она каким-то непо­стижимым образом порождает явления или «представ­ления». Вместе с «представлениями» появляются соотносительные, друг друга предполагающие «объект» " «субъект». С этой поры без объекта нет субъекта и на­оборот.

С рождением высших форм органической жизни, за­вершением которых становится человек, возникает позна­ние в качестве вспомогательного орудия действия. Одно­временно с сознанием возникает «мир как представле­ние» со всеми своими формами: с соотносительными субъектом и объектом, с пространством и временем, сомножественностью отдельных вещей и их причинной связью. До сих пор мир был только «волей». Теперь Ем становится объектом познающего субъекта, или «представлением».

Шопенгауэр предлагает исходить не из объекта, как это делает материализм, и не из субъекта, как это де­лает субъективный идеализм, а из порожденного бес­сознательной волей представления. Как «вещь в себе», воля непосредственно открывается субъекту познания. Однако условием этого познания является, по Шопен­гауэру, наше тело. Из всех объектов, данных каждому человеку в его представлении, только его тело служит для него явлением воли, благодаря чему человек ока­зывается индивидуальностью. Таким образом, для фи­лософии, по Шопенгауэру, неопровержимым тезисом оказывается утверждение: существую только я сам один, а весь мир — мое представление. Этим самым Шопен­гауэр становится на позиции субъективного идеализма, хотя и заявляет, что солипсизм — «философия сума­сшедших». Будучи тождественным с действием тела, во­левой акт может открываться сознанию либо непосред­ственно, либо в познании — посредством рассудка. От­сюда возникает, по Шопенгауэру, двоякая форма знания о нашем теле: 1) непосредственное знание о сущности тела, или о воле, и 2) знание о теле как об объекте сре­ди других объектов. Познание вообще развивается в двух формах: либо как интуитивное познание (познание рассудка), либо как отвлеченное (рефлективное) по­знание (познание разума). Основным видом познания Шопенгауэр считает интуитивное: в конечном счете весь мир рефлексии покоится, по его утверждению, на интуи­ции. Анализ рефлективного познания превращается у Шопенгауэра в реакционную критику науки и научного мышления. Критика эта развертывается как критика логической формы понятия и как борьба против диалек­тики, особенно против ее учения о единстве и борьбе противоположностей.

Исходным Шопенгауэр признал ложное утвержде­ние, будто наука не столько деятельность познания, сколько деятельность, направленная на служение воле. Цель науки — в удовлетворении практических интере­сов, которые, по Шопенгауэру, в своем существе всегда интересы воли, слепого хотения. Совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике, и к интересам воли. Такое со­зерцание рассматривает вещи не в каком-либо отноше­нии, а как содержание, которое только проявляется во всякой относительности, но самой ей не подчинено.

Созерцательное познание, по мнению Шопенгауэра, недоступно науке, так как она всегда обращена к ин­теллекту, глубоко погруженному в интересы воли. Но такое познание вполне доступно различным видам ис­кусства. Последнее опирается не на интеллект, подчи­ненный воле, а на интуицию. Только художественное познание схватывает действительный образ мира в его сущности. Интуитивному познанию художника и философа сущность мира открывается как «воля», как неустанное стремление, полное борьбы и раздвоения. Художественной интуицией познается не отдельная вещь, а ее «идея», или вечная форма. Основная мысль этого учения в том, что искусство, художественная интуиция - истинное познание — привилегия только гения. Личность художника противопоставляется массе посредственно­стей, презренной «толпе».

На основе этих утверждений Шопенгауэр строит свое учение о свободе и необходимости. Как «вещь в себе», воля всегда совершенно свободна. Напротив, вся сово­купность явлений природы подчиняется закону доста­точного основания и существует, следовательно, необходимо. Человек тоже явление, поэтому его действия в эмпирическом мире необходимы. Это значит, что все акты воли определяются мотивами, независимыми от субъекта. Характер каждого человека фатально реаги­рует на все мотивы, побуждения, исключая какие бы то ни было произвольные действия. Человек — раб сво­его характера. Признавая причинную обусловленность, детерминированность всех человеческих действий, Шо­пенгауэр в то же время пытается предотвратить фата­листические выводы, вытекающие из метафизического понимания причинности. Все предопределено, по его учению, однако предопределено событие не само по себе, а как результат предшествующих ему причин.

Взгляд Шопенгауэра на жизнь — пессимистический. Человеческая жизнь неизменно протекает между жела­нием и удовлетворением. Желание по своей природе есть страдание, удовлетворение желания скоро насыща­ет человека, цель оказывается призрачной, обладая ею лишается прелести. Как только потребность удовлетворяется, в жизнь привходят пресыщение и скука, налагающие печать отчаяния даже на обеспеченных и счастливых. То, что называют счастьем,— всегда нега­тивная характеристика и сводится лишь к избавлению от какого-либо лишения или страдания. Однако за этим избавлением должно последовать или новое страдание, или скука. Страдание присуще жизни, и от случая за­висит не устранение страдания, а лишь избавление от частной формы, которую оно принимает.

Человек, не довольствуясь заботами, занятиями и волнениями, в которые ввергает его действительный мир, создает себе вымышленный мир: демонов, богов и святых. Но на деле человек всегда предоставлен толь­ко самому себе. По Шопенгауэру, оптимизм есть неле­пое воззрение, горькая насмешка над невыразимыми страданиями человечества. Однако, открывая человеку неизбежность и неискоренимость мирового зла, созна­ние указывает, по Шопенгауэру, и путь к избавлению от него. Философ и художник приходят к открытию, состоящему в том, что воля во всех своих проявлениях одна и та же. Достигший такого познания индивид отвращается от жизни, доходит до состояния полной безмятежности, отсутствия желаний, переходит к аске­тизму. Аскетизм имеет своим результатом то, что вме­сте с жизнью данного тела уничтожается и мировая во­ля, проявлением которой служит тело. С уничтожением воли сам собой превращается в ничто и весь остальной мир, так как, по Шопенгауэру, без субъекта нет и объекта.

Социальный смысл пессимизма Шопенгауэра, так же как и проповедуемого им аскетизма, очевиден. Философ стремится доказать, что основа всех человеческих не­счастий носит космический характер и потому никакие общественно-политические преобразования ничего не могут изменить в жизни людей. Утверждая, что представители имущих классов так же несчастливы, как и имущие, Шопенгауэр предписывает трудящимся отка­заться от борьбы за лучшие условия жизни. Вместо борьбы он предлагает отказ от желаний и потребностей.

Волюнтаристическому учению Шопенгауэра соответствуют и его политические взгляды. Главное в них — проповедь полицейского государства с его аппаратом насилия и устрашения необходимого для отпора любому восстанию масс против собственности, против существующего строя и его институтов. Ссылаясь на Гоббса, Шопенгауэр утверждает, что государство направлено не против эгоизма, а только против вредных последст­вий, которые вытекают для каждого из множественно­сти эгоистически действующих лиц. Эти представления Шопенгауэра, «приноровленные к духовному уровню филистера» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 368),—свидетельство реакционности его учения.

В 20-х годах учение Шопенгауэра не было замече­но. Однако незадолго до революции 1848 г. и особенно после нее в настроении немецкой буржуазии произошел поворот. Диалектика Гегеля была уже не нужна бур­жуазии, напуганной революционными событиями. Развитие рабочего движения, его первые успехи внушают буржуазии страх. Возникают настроения пессимизма и скептицизма. Философской модой становятся иррацио­нализм, волюнтаризм, пессимизм. Шопенгауэр, никому почти до того не известный, превращается во «власти­теля дум». Таким образом, поворот буржуазии к поли­тической реакции выявляет действительный социальный смысл иррационалистического волюнтаризма Шопенгауэра.