Религиозный карьеризм Кьеркегора

 

Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был почти неизвестен, но в конце XIX в., когда капитализм начал пере­растать в свою последнюю, империалистическую ста­дию, учением Кьеркегора заинтересовались в Германии и других западноевропейских странах. Особенно же воз­рос интерес к философии Кьеркегора после второй ми­ровой войны.

Так же как и Шопенгауэр, Кьеркегор проповедует иррационализм. Он утверждает, что мышление никогда не может постигнуть действительности: то, что мыслит­ся, не существует реально,— это лишь мыслимое, воз­можное. Мышление абстрактно, существование конкретно. Кьеркегор пытается доказать невозможность созда­ния такой философской системы и такой науки, кото­рые могли бы охватить всю реальность и обосновать предвидение в историческом процессе. Система может охватить только опыт прошлого. В рамки рационалистической системы не укладывается не только то, что раз­вивается во времени. Даже если мы станем рассматривать лишь одно мгновение жизни, то его различия и противоположности так велики, что нельзя найти идею, которая могла бы обнять эти противоположности в вые­вшем единстве. Таким образом, получается, что филосо­фия не может быть системой.

Мышление и существование, общее и единичное абсолютно противоположны друг другу, и нет перехода от одного к другому. Существование — главное понятие в учении Кьеркегора. Оно рассматривается им как по­стоянное становление или изменение во времени. Кьер­кегор, однако, отвергает диалектическое понимание из­менения как закономерного процесса, в котором накоп­ление количественных изменений необходимо приводит явление к возникновению в нем новых качеств. Гегелев­ской «количественной» диалектике он пытается противо­поставить свою «качественную» диалектику, согласно которой первоначальны и неизменны качественные раз­личия. Он отрицает непрерывные и постепенные изме­нения. Жизненный процесс, утверждает он, совершается исключительно в форме импульсов, или «толчков». Диалектическому представлению о единстве противопо­ложностей Кьеркегор противопоставляет метафизиче­скую формулу «или — или».

На понятии «толчка» основано его представление о развитии, которое отнесено им к существованию лич­ности и изображено как ее духовный процесс. Только этому процессу свойственно качественное превращение. В нем более высокая стадия всегда возникает только вследствие толчка или скачка. Всякое духовное разви­тие предполагает, во-первых, новое усилие — без него не было бы самого развития, во-вторых, повторение. Тосредством повторения в новой действительности сох­раняется и удерживается ранее добытый результат. Это учение Кьеркегор использует для обоснования индиви­дуалистической этики и связанных с ней представлений об абсолютной свободе, греховности и т. д.

Кьеркегор утверждает, что при переходе от решения к действию всегда имеет место указанное «повторение»: го, что раньше только мыслилось как возможность, теперь, осуществляясь, повторяется уже как действительность

Понятие «повторение» обращено против учения Ге­геля о примирении противоположностей в высшем син­тезе. Однако Кьеркегор критикует Гегеля не с позиций революционного понимания борьбы противоположно­стей, а осуждает его способ обоснования тезиса о при­мирении или единстве противоположностей. У Гегеля «примирение» противоположностей вытекает из их объективной природы. По Кьеркегору же, чтобы связать в единство борющиеся противоположности, требуется но­вый субъективный фактор — акт воли. Диалектика борь­бы и единства противоположностей втискивается в узкие рамки личного действования. Существование' личности, как его понимает Кьеркегор, нечто совер­шенно иррациональное и даже парадоксальное. Бессмыслицу, парадокс Кьеркегор пытается превратить в основные определения бытия, или «существования». То, что называют истиной, для Кьеркегора только предмет личного чувства и личной страсти. Существует только единичное. В этом смысле предмет философии для Кьер­кегора не «сущность», а «существование».

Воззрение Кьеркегора не просто заблуждение тео­ретика, а принципиальное воззрение реакционера. Он отвергает реальность социального, как такового. «Род», по Кьеркегору, не реальность, а «фантом», фантастиче­ская «среда». Только единичные люди, индивиды со­ставляют реальность, они могут полагаться только на самих себя. Это воззрение направлено против идеи о примате общественного над личным. «Существование» для Кьеркегора лишено всякого смысла, если не видеть высшей ценности в единичном, т. е. в индивидуальном.. Характеристика человека как общественного существа, члена общества равнозначна, по его мнению, воззрению,, рассматривающему людей «как косяк сельдей в море»; такой «косяк» как целое представляет, может быть, ин­тересное зрелище, но каждая отдельная сельдь стоит в нем немногого.

Индивидуалистические представления Кьеркегора крайне абстрактны. Однако они получают вполне кон­кретный — реакционный смысл, как только они применя­ются к общественным явлениям. По Кьеркегору, бес­полезно говорить об общественной жизни. Обо всем, касающемся жизни общества, должно заботиться толь­ко правительство. Индивид не только должен предоста­вить заботу об обществе правительству, он должен уважать как нечто абсолютное авторитет существующей государственной власти. Развивая эту мысль, Кьеркегор доходит до того, что видит символ абсолютного автори­тета в палке полицейского.

Мировоззрение Кьеркегора определило его отношение к революции 1848 г. Его высказывания по поводу ре­волюции полны страха и ненависти к требованиям и действиям революционных масс. Кьеркегор полагал, чтэ революции 1848 г. угрожают Дании гибелью. При этом опасность он видел не в возможности нападения Гер­мании на Данию, а в той политической свободе, кото­рую сулила революция.

По Кьеркегору, высшая стадия развития личности — религиозная. Ей предшествуют стадии эстетическая и этическая. Только на религиозной стадии развития лич­ность достигает, по Кьеркегору, наиболее глубокого са­мопостижения. В своем понимании отношения религии к знанию, веры к разуму Кьеркегор возвращается ко взглядам «отца церкви» Тертуллиана. Религиозную веру он понимает как веру в нелепое или парадоксальное с точки зрения разума. Бог вовсе не предмет логического доказательства. Бог — это такой постулат, без которого наша личность не может выдержать противоречий и страданий жизни. Исходя из этого взгляда на религию и веру, Кьеркегор пытается критиковать учение фило­софии об истине. Истина, по его мнению,— это добыча не ума, а воли, или, говоря его словами, «отважное предприятие». Такую истину способна дать, по Кьерке­гору, лишь религия. Но не всякая религия способна дать истину: только христианство дает основу для пра­вил поведения, так как только оно способно научить человека тому, что существует реально. Христианство, каким его представляет Кьеркегор, неразрывно связано с пессимизмом, с сознанием «греховности» человека. Это «христианство» Кьеркегора глубоко антирациона-листично, направлено на отрицание познания и разума. Религиозные представления Кьеркегора во многом расходились с официальной теологией датского протестантизма. Клерикалы осуждали учение Кьеркегора за его пессимистический характер. Кьеркегор отвергал официальный оптимизм и лицемерие протестантской Церкви. Однако эти расхождения Кьеркегора с господствующим протестантским клерикализмом не изменяют .сушества его философского учения. Это —расхождение внутри одного и того же религиозного лагеря, ведущего борьбу против материализма и .атеизма. Не удивитель­но.поэтому, что ныне протестантские теологи, так же как идеалисты-иррационалисты, видят в Кьеркегоре своего выдающегося предшественника.