Закон» трех стадий исторического развития

Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) «тео­логической», 2) «метафизической» и 3) «позитивной». На «теологической» стадии круг знаний, которыми рас­полагают люди, ограничен, в мышлении господствует воображение. При объяснении явлений природы люди допускают существование фантастических существ — богов и духов. В практической жизни теологическая стадия характеризуется безграничной силой авторитета, в политической — это эпоха монархического строя. На «метафизической» стадии первым началом признается уже не бог, а природа, или некая абстрактная «сущ­ность». Проявлениями этой сущности оказываются раз­личные отдельные силы. Но и «метафизическая» стадия лишь переходное состояние в развитии общества. На этой стадии расшатывается авторитет, усиливается в отдельном человеке эгоизм и ослабляется его связь с обществом. В этот период возрастает роль рассудка за счет чувства. В политической жизни господствует стремление поставить на место власти монархов власть народа.

Высшая, последняя стадия развития познания и об­щества вообще — «позитивная», или научная, стадия, для которой характерны отказ от теологии и метафи­зики и переустройство общественной жизни на основе положительного знания. Это знание доставляется не только математикой, астрономией, физикой и химией, но также биологией и наукой об обществе — «социоло­гией». Цель «позитивной» науки и условие ее возмож­ности — выявление порядка и законов природы и обще­ства. Все «метафизические» проблемы, т. е. вопросы о сущности бытия, объявляются принципиально неразре­шимыми. Провозглашая задачей науки и философии познание законов природы и общества, Конт понимает эти законы как итог наблюдения постоянных отношений между изучаемыми явлениями. Познание этих отноше­ний— единственный подлинно научный и «позитивный» вид знания. «Позитивная» стадия, по утверждению Конта, преодолевает разрыв между теорией и практикой, свойственный «метафизической» стадии. Познание законов явлений делает возможным предвидение их будуще­го действия. Цель знания — «видеть, чтобы предвидеть», и опираясь на предвидение, активно вмешиваться в те­чение событий.

Контовская теория «трех стадий» развития челове­чества — идеалистическая конструкция. Решающей дви­жущей силой общественного прогресса Конт объявляет прогресс знания, состоящий в переходе от религиозных представлений о сверхъестественных существах к абст­рактному понятию о природе и от этого понятия — к «позитивной» науке.

Конт колеблется между слабо выраженной материа­листической тенденцией и идеализмом, всюду у него господствующим. При этом преобладающий у Конта идеализм выступает то в виде объективного, то в виде субъективного идеализма. Взгляд Конта на предмет философии противоречив. Конт то признает, то отрица­ет наличие у философии своего предмета, отличного от предметов специальных наук. С одной стороны, по его утверждению, философия только обобщающая сводка результатов, добытых специальными науками. В этом смысле философия не имеет никакого особого предмета познания. С другой стороны, в самой задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфическое, свойст­венное только философии. Так, по Конту, ни одна из специальных наук не может понять связи знаний, вы­ходящих за границы ее собственной области. Специаль­ные науки ограничены разделением труда, видят каж­дая только свой предмет. «Позитивная» же философия исследует отношения между специальными науками, их связи.

Классификация наук

Понятая таким образом философия приводит к новой классификации наук. Конт располагает все науки по убывающей сте­пени простоты и абстрактности. Первая основная наука его классификации — математика, наука о самых простых объектах и вместе с тем наиболее абстрактная из всех наук. За ней следуют астрономия, физика, химия, логия и, наконец, «социальная физика», или социология. Каждая последующая наука не может быть сто выведена из своих предшественниц: она в сравнении с ними всегда более сложна. Она подчиняется не э законам, общим для нее и для всех предшествующих ей наук, но и специальным законам собствен­ной области. По замыслу .Конта, эта классификация на­ук воспроизводит, во-первых, естественный порядок той мере, в какой он доступен наукам, во-вторых, исто­рический порядок развития самих наук. Так, математи­ка занимает первое место в классификации Конта не только потому, что она наиболее простая и абстрактная наука, но и потому, что она первая из всех наук сло­жилась в качестве «позитивной» науки. Точно так же социология — последняя из основных наук — по призна­кам своей наибольшей сложности и конкретности есть в то же время наука, позже всех остальных сложив­шаяся в «позитивную» науку.