Теоретические источники марксизма

 

Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего раз­вития общественной мысли. На самом же деле, как указывает В. И. Ленин, «вся гениальность Маркса со­стоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, ко­торые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей фило­софии, политической экономии и социализма». ( В. И, Ленин, Поли. собр. соч., т. 23, стр. 40)

Теоретическими источниками марксизма являются: 1) классическая немецкая философия, в особенности идеалистическая диалектика Гегеля и антропологиче­ский материализм Фейербаха; 2) классическая англий­ская политическая экономия, и, прежде всего, учения Смита и Рикардо; 3) критически-утопический социа­лизм начала XIX в., в первую очередь учения Сен-Си­мона и Фурье.

Философские учения Гегеля и Фейербаха были рас­смотрены в предыдущих главах. Маркс и Энгельс кри­тически восприняли, материалистически переработали и развили дальше на новом фактическом и теоретиче­ском материале «рациональное зерно» гегелевской диа­лектики и основные положения фейербаховского мате­риализма.

Выдающееся значение теорий Адама Смита (1723— 1790) и Давида Рикардо (1772—1823) заключается в том, что они положили начало трудовой теории стоимо­сти. Они утверждали, что стоимость товара определя­ется не его физическими свойствами, полезностью, спро­сом или предложением, а количеством общественно не­обходимого труда, затраченного на производство това­ра. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечный естественный закон экономической справед­ливости; они даже не допускали мысли об исторически преходящем характере этого экономического закона. Капиталистическая система представлялась им естест­венной, единственно возможной, вечной, отвечающей ин­тересам всех членов общества.

Обосновывая закон стоимости, Смит и Рикардо не исследовали вопроса о происхождении прибавочной стоимости, хотя и признавали, что прибыль капиталиста извлекается из производства, а не из обращения това­ров. Отсутствие интереса к вопросу об источнике при­бавочной стоимости весьма характерно; в нем, как от­мечал Маркс, сказывается классовый инстинкт буржу­азных экономистов, не позволяющий углубляться в воп­росы, сама постановка которых чревата прямым разоб­лачением капиталистической эксплуатации.

Маркс и Энгельс высоко оценивали идеи Смита и Рикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда. Соглашаясь с этим положением, ос­новоположники марксизма, однако, подчеркивали, что стоимость — это определенное, исторически преходящее общественное отношение, проявляющееся как отношений, продуктов человеческого труда. Это значит, лишь при исторически определенных экономических условиях вещи, создаваемые трудом, принимают форму товаров. Товарное производство не вечно, оно не единственно возможная форма обмена производительной дея­тельностью между людьми. Исследуя законы возникно­вения и развития капиталистического способа производ­ства, Маркс и Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, исходя из которого они доказали неизбеж­ность перехода от капитализма к социализму. Создание марксистской политической экономии имело громадное значение для разработки марксистской философии, в особенности материалистического понимания истории.

Историческая заслуга Анри-Клода Сен-Симона (1760—1825) и Шарля Фурье (1772—1837) заключалась в том, что они — правда, с ложных идеалистических по­зиций— пытались обосновать возможность и целесооб­разность перехода от капитализма к такому обществен­ному устройству, основой которого станут общественная собственность и коллективный труд, благодаря чему бу­дет покончено с нищетой масс и все смогут удовлетво­рять свои разумные потребности.

Французские утопические социалисты отличаются от ранних утопистов, выступивших в XVI—XVII вв., по­скольку они современники уже более или менее развив­шегося капиталистического строя, ввиду чего сильную сторону их учения составляет критика капитализма. Так, например, Фурье, как отмечал Энгельс, «беспо­щадно вскрывает все материальное и моральное убоже­ство буржуазного мира и сопоставляет его с заманчи­выми обещаниями прежних просветителей об установ­лении такого общества, где будет господствовать только разум, такой цивилизации, которая принесет счастье всем». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 196)

Однако утопические социалисты не были представи­телями пролетариата, который в то время еще не сло­жился как класс. Они выражали интересы той части пролетаризирующегося мелкобуржуазного населения, которую правильнее называть предпролетариатом. Они не видели действительных путей социалистического пре­образования общества, отвергали революцию (ссылаясь на революцию 1789 г. и не понимая того, что она не привела к социализму потому, что не была социалисти­ческой революцией), отвергали борьбу классов и объяв­ляли единственным путем к социализму просвещение, воспитание, сотрудничество классов, привлечение на сторону социализма капиталистов и власть имущих вообще, устройство показательных социалистических Клоний и т. п. Утопические социалисты были идеали­стами в понимании общественно-исторического процес­са Социализм представлялся им идеалом разума, а не идеалом определенного общественного класса: они пыта­лись доказать, что социалистическое преобразование общества выгодно и капиталистам.

В трудах Маркса и Энгельса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаны Сен-Симоном, Фурье и другими утопическими социалистами. Вместе с тем основоположники марксизма глубоко , вскрыли несостоятельность утопических представлений В путях перехода к социализму, подвергли критике иде­алистические основы учения утопических социалистов, отрицание ими прогрессивного значения классовой борь­бы, их сектантскую оторванность от пролетарского движения и стремление к компромиссу с господствую­щими классами. Критически переработав рациональные идеи утопического социализма, основоположники марк­сизма подвели под социализм научное, материалистиче­ское основание, связали его с учением о прибавочной стоимости, разработали основы научного социализма, теоретически обобщив исторический опыт, короче гово­ря, превратили социализм из утопии в науку, что имело громадное значение также для развития философии марксизма.

Создавая новую, высшую форму материалистической философии, Маркс и Энгельс не ограничились револю­ционно-критической переработкой предшествующих уче­нии об обществе. Они теоретически обобщили также великие открытия естествознания XIX в., вплотную под­водившие к необходимости диалектико-материалистического понимания природы. Таким образом, возникновение марксизма было подготовлено всем предшествующим развитием познания.