Основные законы материалистической диалектики

 

Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развития природы, общества и познания. Буржуазные критики марксизма утверждают, будто бы Маркс выводит необходимость тех или иных экономических явлений, исходя из наиболее общих диалектических законов, т. е. игнорируя конкретный анализ всего многообразия эко­номических фактов. В действительности же Маркс исхо­дит из этих фактов, вскрывает специфические законы развития капитализма и на этой основе развивает науч­ное понимание наиболее общих закономерностей.

Яркий пример такого конкретного исследования наи­более общих законов всякого развития — данная Марксом характеристика всеобщего закона капиталистичес­кого накопления. Суть этого закона заключается в постоянно повторяющейся в условиях капитализма взаимо­зависимости между богатством и нищетой: чем больше накопление богатстве на одном полюсе общества, тем больше накопления нищеты на другом его полюсе, в си­лу чего капиталистическое накопление не только не ведет к уничтожению нищеты, но и постоянно воспроизводит ее как главное условие богатства в его капиталис­тической форме существования. Накопление капитала обусловливает прогрессирующую поляризацию общест­ва на противоположные классы, концентрацию и централизацию в руках буржуазии и как следствие этого нищету пролетариата. Объективное действие всеобщего закона капиталистического накопления с необходимостью ведет к обострению противоречий между буржуазией и пролетариатом, к усилению классовой борьбы пролетариата, к приближению социалистической революции.

Анализируя этот специфический закон капитализма, Маркс исследует также различные типы противоречий' многообразие форм взаимопревращения противополож­ностей, противоречивое единство сущности и явления необходимости и случайности, возможности и действи­тельности, общего, особенного и единичного и т. д. За­кон единства и борьбы противоположностей является у Маркса выводом из конкретного исследования. Значе­ние этого вывода в том, что он служит руководящей нитью, методологическим принципом конкретного иссле­дования. Все построение «Капитала» показывает, как анализ противоречий в развитии капиталистических про­изводственных отношений ведет к открытию специфиче­ских закономерностей этого способа производства. «У Маркса в „Капитале",— говорит В. И. Ленин,— сна­чала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) об­щества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом про­стейшем явлении (в этой ,,клеточке" буржуазного об­щества) все противоречия (respective зародыши всех противоречий) современного общества. Дальнейшее из­ложение показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в Х (в сумме. — Ред.) его отдельных частей, от его начала до его конца.

Таков же должен быть метод изложения (respective изучения) диалектики вообще (ибо диалектика буржу­азного общества у Маркса есть лишь частный случаи диалектики)» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 318.). В. И. Ленин, таким образом, подчеркивает, что применяемый Марксом метод исследования капиталистического процесса имеет всеобщее значение. В этом смысле Ленин говорил, что хотя Маркс в отличие от Гегеля не оставил нам «Логики с большой бук­вы» (т. е. систематического изложения логики), но зато он оставил нам логику «Капитала».

Развитие состоит в переходе от простого к сложному, от низшего к высшему, в становлении нового, существовавшего ранее лишь в форме возможности, зародыша, в формировании этого нового по определенным этапам, в раздвоении единого на взаимоисключающие противоположности и т.д. Все эти процессы в их конк­ретно-исторической форме рассматриваются Марксом в «Капитале», исследуются, начиная с их наиболее элементарных проявлений до наиболее сложных и разви­тых. Именно поэтому метод исследования, примененный Марксом в «Капитале», имеет всеобщее значение.

Политическая экономия у Маркса есть теоретическое обобщение экономического развития капитализма и анализ резюмирующих его понятий. Однако всякое ло­гическое исследование развития должно быть подытожением исторического процесса. Маркс начинает исследо­вание капитализма с его «клеточки», с товара, т. е. с такого общественного отношения, которое, с одной сторо­ны, является наиболее простым в условиях капитализма, а с другой стороны, составляет историческую предпо­сылку возникновения капиталистических отношений. Точно так же всякое теоретическое исследование процесса развития должно начинаться с его исторически исходного элемента, поскольку этот элемент сохраняет свое значение в исторически сложившейся структуре ис­следуемого целого.

Наряду с законом единства и борьбы противополож­ностей Маркс разрабатывает в «Капитале» и другие за­коны материалистической диалектики. Так, в связи с анализом исторического развития форм стоимости Маркс показывает, как расширение сферы товарного об­мена и, следовательно, массы товаров приводит к ка­чественному изменению: превращение случайной формы стоимости в полную или развернутую и затем во всеоб­щую форму. В этом процессе находит свое проявление закон превращения количественных изменений в качественные. Исследование исторического процесса превра­щения денег в капитал также приводит к выводу, что количественные изменения (возрастание суммы денег в руках товаровладельца), достигнув определенного предела, порождают качественно новое общественное отношение капитал. Развитие производительных сил в равной мере подчиняется этому же закону: до известного предела рост производительных сил не вызывает изменения отношений существующих производственных отношений, однако рано или поздно прогресс производительных сил вызывает качественное преобразование про­изводственных отношений. Здесь, как и везде при переходе количественных изменений в качественные, обнаруживается лежащее в основе этого процесса противоре­чие: в данном случае противоречие между содержанием и формой развития общественного производства. Таким образом, закон превращения количественных изменений в качественные есть необходимое специфическое выра­жение диалектически противоречивого характера разви­тия, важнейшим законом которого является единство и борьба противоположностей.

Важное место в «Капитале» занимает анализ зако­на отрицания отрицания. Исследуя длительный истори­ческий процесс превращения основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных производителей в капиталистическую собственность, Маркс характеризует этот процесс экспроприации мел­ких производителей как отрицание, т. е. уничтожение, старой формы собственности, превращение ее в свою противоположность — крупную капиталистическую собст­венность, предполагающую отделение средств производ­ства от производителей. Концентрация и централизация капитала есть дальнейшее развитие этого отрицания, в ходе которого созревают предпосылки (капиталисти­ческое обобществление средств производства) для того, чтобы это отрицание было снято, т. е. в свою оче­редь подверглось отрицанию. Социалистическая револю­ция уничтожает капиталистическую собственность, и эта экспроприация эксплуататоров представляет собой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерно­сти отрицания отрицания. «...Капиталистическое произ­водство, — говорит Маркс, — порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отри­цание. Это — отрицание отрицания» ( К. Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т. 23, стр. 773).

Маркс исходит из экономических фактов, он анализирует их, обобщает, вскрывает специфические закономерности их развития, прослеживает это развитие, под­тверждающее диалектический закон отрицания отрицания и представляющее собой его своеобразное выражение. Отсюда ясно, насколько нелепы утверждения буржуазных критиков марксизма, будто Маркс выводит необходимость социалистической революции из отрицания отрицания.

Главное в Марксовом понимании закона отрицая отрицания: 1) признание отрицания как необходим формы качественного преобразования в процессе разви­тия; 2) признание отрицания как конкретного отрицания, не отбрасывающего предшествующую ступень развития, а продолжающего его в новой форме; 3) признание от­рицания отрицания как единства противоположностей и завершения исторически определенного цикла развития. Отрицание отрицания есть, следовательно, с точки зре­ния Маркса, закон поступательного развития в границах определенной исторической эпохи: оно характеризует ее начало и ее конец и, значит, также переход к каче­ственно иной исторической эпохе.