РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА МАРКСОМ И ЭНГЕЛЬСОМ ПОСЛЕ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

Парижская коммуна знаменовала новый период ми­ровой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного ка­питалистического развития вступают Германия, Россия и другие страны. Происходит быстрое развитие крупной промышленности и вместе с ним рост и концентрация рабочего класса.

Учение Маркса и Энгельса одерживает победу в ра­бочем движении, происходит слияние рабочего движе­ния с социализмом. Социалистические партии учатся использовать буржуазный парламентаризм, создают профессиональные союзы и другие организации рабоче­го класса.

Парижская коммуна необычайно обогатила рабочее движение новым опытом классовой борьбы: это была первая попытка пролетариата захватить в свои руки по­литическую власть. Она имела всемирно-историческое значение и нашла свое теоретическое обобщение в рабо­тах Маркса и Энгельса.

Новые исторические процессы послужили объективной основой дальнейшего развития Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма Ос­новоположники марксизма разрабатывают важнейшие проблемы диалектики и научного коммунизма, исходя из анализа закономерностей капиталистического общества, международного рабочего движения и содержания естественных наук. Дальнейшее развитие марксистской философии проходило в ожесточенной борьбе с буржуазной философией.

Страх буржуазии перед нарастающим освободительным движением рабочего класса породил реакционные поползновения в философии, социологии, историографии.. Выход в свет философских произведений Маркса и Энгельса вызвал волну критики со стороны реакцион­ных идеологов буржуазии. Широкое распространение получили идеалистические учения Шопенгауэра, Гартмана, неокантианцев и т. д. В области теоретического естествознания возникают «физический идеализм», «физиологический идеализм», значительное влияние приоб­рели различного рода виталистические учения.

Перед основоположниками марксизма особенно ост­ро встал вопрос о применении диалектического матери­ализма к классовой борьбе пролетариата в новых обще­ственных условиях, а также к вопросам естествознания, успехи которого в области физики, химии, биологии и физиологии требовали философского осмысления. Маркс в «Критике Готской программы» и других произведени­ях, Энгельс в работах «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства», «Диалектика природы» и других решили эту исключительной важности историческую задачу,