Основные формы движения материи и их взаимосвязь

Утверждая в «Анти-Дюринге» тезис о материальном единстве мира, Энгельс особо подчеркнул, что единство доказывается «длинными и трудным развитием философии и естествознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43). В «Диалектике природы» всесторонне рассмотрена роль естественных наук в доказательстве единства мира и показано, что в результате великих открытий середины XIX в. стало возможным обосновать философский взгляд на мир как на единое целое.

Для того чтобы доказать, что природа, несмотря на неисчислимое множество наблюдаемых в ней качественных различий, представляет собой единое, связное целое, необходимо было выделить основные формы материи и движения и раскрыть их внутреннюю взаимо­связь. Материя не существует без движения, как и дви­жение— без материи. Это положение, выдвинутое еще материалистами XVIII в., понималось ими, однако, механистически: движение они рассматривали только как перемещение в пространстве внутренне неизмен­ных тел.

Обобщив данные немеханических разделов физики, а также химии и биологии, Энгельс по-новому сформу­лировал принцип взаимосвязи материи и движения: основные виды материи обладают особыми, только им присущими формами (видами) движения. Исходя из разграничения известных в то время дискретных видов материи, Энгельс выделяет следующие основные формы движения: механическое, присущее небесным и земным массам; физическое, которое он называл движением мо­лекул; химическое — движение атомов. Что касается форм движения, присущих частицам более мелким, чем атом, то о них тогда можно было говорить лишь пред­положительно, поскольку сами эти частицы еще не бы­ли открыты. Энгельс предвидел эти открытия, когда пи­сал о сложном составе атома и об «атомах эфира». И субатомные частицы, и частицы поля вскоре после смерти Энгельса были открыты и названы соответствен­но электроном и квантом электромагнитного поля (фо­тоном).

Кроме основных форм движения, присущих неорга­нической природе, Энгельс рассматривает также появ­ляющиеся в результате саморазвития материи биологи­ческую форму движения, носителем которой выступает живой белок, и общественную жизнь.

Основные виды материи и свойственные им формы движения не могут быть абсолютно разграничены; тем более нельзя настаивать на абсолютных гранях внутри каждой из них, например, внутри органической природы между отдельными видами животных или растений. «Центральным пунктом диалектического понимания природы — указывал Энгельс,— является уразумение того, что…противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение что, напротив, их воображаемая неподвижность и абсолютное значение привнесены в природу только нашей рефлексией» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 14).

Относительность границ между основными видами материи и соответствующими им формами движения (и внутри этих форм движения) определяется: а) нали­чием переходных форм; б) существованием глубоких внутренних связей между основными формами движе­ния; в) их способностью закономерно превращаться друг в друга.

а) В качестве примера переходных форм между не­бесными и земными массами Энгельсом указаны асте­роиды, метеориты; между земными массами и молекула­ми— надмолекулярные образования, в том числе клетка, и т. д. Эти промежуточные образования доказывают, с одной стороны, что нет абсолютных граней между космическими и земными явлениями, между явлениями макро- и микромира. Но с другой стороны, наличие пе­реходных форм не дает основания для отрицания качественных различий между видами материи. «Эти проме­жуточные звенья,— писал Энгельс,— доказывают толь­ко, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков» (Там же, стр. 586). Энгельс особо обра­щает внимание естествоиспытателей на необходимость изучения тех процессов в природе, которые находятся на стыках различных форм движения и изучающих их наук, например на стыке физики и химии. Энгельс пред­видел, что именно «здесь надо ожидать наибольших результатов» (Там же, стр. 607.). Это предвидение уже полностью оправда­лось развитием физической химии и химической физи­ки, а также тем, что биофизике и биохимии в настоящее время принадлежит решающее слово в познании сущ­ности жизни.

б) Основные формы движения, согласно Энгельсу, связаны между собой так, что высшие формы движения возможны только на базе низших. В одном и том же теле, как правило, сплетены различные формы движения, но одна из них выступает как главная, определяющая, а другие — как побочные. Механическое перемещение — обязательный момент, сторона любого другого движения. «Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом, не исчерпывает природы соответствующего движе­ния, но оно неотделимо от него» (Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 392). Сторонники механи­цизма пытались и пытаются свести высшие формы дви­жения к механическому перемещению. Энгельс пока­зал, что механистическое понимание движения неотделимо от аналогичного понимания материи. Механисти­ческая концепция, пишет он, с необходимостью приво­дит к воззрению, что «вся материя состоит из тождест­венных мельчайших частиц и что все качественные раз­личия химических элементов материи вызываются ко­личественными различиями, различиями в числе и про­странственной группировке этих мельчайших частиц при их объединении в атомы» (Там же, стр. 568).

в) Обосновывая положение диалектического мате­риализма о закономерном превращении одних форм дви­жения в другие, Энгельс выяснил подлинное философ­ское значение закона сохранения и превращения энергии.

В «Диалектике природы» анализируется само поня­тие «энергия», вошедшее в науку уже после того, как фактически был открыт закон ее сохранения. Энергия обычно определяется как мера движения. Но предло­женный еще Декартом «импульс», или «количество дви­жения» (равное произведению массы на скорость), есть мера движения наряду с энергией. Энгельс проанализи­ровал важный для истории науки спор между сторон­никами Декарта и Лейбница по поводу двух мер дви­жения и пришел к выводу, что Декартова мера важна для тех случаев, когда механическое движение сохра­няется, не переходя в иные формы движения. Если же оно превращается в потенциальную энергию, а также в какую-нибудь иную форму движения (теплоту, элект­ричество и т. д.), то «количество этой новой формы дви­жения пропорционально произведению первоначально двигавшейся массы на квадрат скорости» (Там же, стр. 418). Таким об­разом, Энгельс выяснил значение понятия энергии как такой меры движения, которая характеризует превра­щение одних видов движения в другие. Соответственно этому основной смысл закона сохранения энергии Энгельс (в отличие от естествоиспытателей, подчеркивающих количественное сохранение движения) видел в со­хранении этой меры движения при качественных превращениях одних форм движения в другие. «Количест­венное постоянство движения было высказано уже Де­картом и почти в тех же выражениях, что и теперь...— писал Энгельс. — Зато превращение формы движения открыто только в 1842 г., и это, а не закон количествен­ного постоянства, есть новое» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 595.).