В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

После поражения Парижской коммуны наступил период относительного затишья в развитии рабочего движения. Внутри социалистических партий возникает оппортунистическое течение — ревизионизм, борьба про­тив которого становится одной из центральных задач марксистов.

Рабочее и социалистическое движение выдвинуло в это время выдающихся пропагандистов марксизма и его философских идей: И. Дицгена и Ф. Меринга — в Германии, П. Лафарга — во Франции, А. Лабриолу — в Италии, Д. Благоева — в Болгарии и др. Все они бы­ли соратниками или учениками основоположников марксизма, не только пропагандировавшими, но и разви­вавшими отдельные стороны марксистской философии.

И. Дицген

Иосиф Дицген (1828—1888), по замечанию Ленина, был одним из «выдающихся социал-демократических писателей-фило­софов Германии» (Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 117). Он был рабочим, кожевенным мастером. Не получив законченного школьного образования, Дицген много занимался самостоятельно, рано познакомился с философией Фейербаха, изучил политическую экономию, французский утопический социализм. Революция 1848 г. оставила в сознании Дицгена неизгладимое впечатление. Он стал революционером. Ре­акция заставила его покинуть родину. В 1867 г. Дицген в переписку с Марксом. С этого времени он стал убежденным марксистом. Под влиянием марксизма он писал такие работы, как «Сущность головной работы человека», «Экскурсии социалиста в область теории познания» и «Аквизит философии». Им было высказано много глубоких диалектико-материалистических мыслей.

Энгельс писал, что Дицген открыл материалистическую диалектику самостоятельно, независимо от Маркса и даже от Гегеля. Высоко оценивал его работы В. И. Ленин, указывавший, что «в этом рабочем-философе, открывшем по-своему диалектический материализм, много великого!..» (В.И.Ленин Полн. собр. соч., Т.18,С261). Но в то же время Ленин отмечал, что Дицген не всегда дает верное изложение диалектического материализма, нередко допускает отступления иошибки, которые использовали противники марксиз­ма, в частности махисты.

Главная заслуга Дицгена — разработка некоторых проблем диалектико-материалистической теории позна­ния, что имело исключительно важное значение в свя­зи с распространением в среде естествоиспытателей по­зитивизма. Известный физиолог Дюбуа-Реймон в речи «О границах познания природы» (1872) отрицал воз­можность познания сущности материи и сознания. Он утверждал, что наука не может раскрыть эту загадку. Дицген противопоставляет агностицизму не просто ма­териализм, а его современную форму — диалектический материализм.

Диалектический метод, будучи выражением объек­тивных закономерностей в природе и обществе, явля­ется, говорит Дицген, методом научным. Диалектика — «центральное солнце, от которого исходит свет, озарив­ший нам не только экономию, но и все развитие куль­туры, и которое, в конце концов, осветит и всю науку в целом до «последних ее оснований» (И. Дицген. Избранные философские сочинения. М.,1941,С. 295.).

В своей концепции Дицген берет за исходный пункт материальный мир. «Мировая, монистическая природа, являясь в одно и то же время временной и вечной, ограниченной и неограниченной, частной и общей, существует во всем, и все существует в ней» (Там же С.161). Человек своим разумом и чувствами составляет часть материального мира, находящегося в непрерывном движении и изменении. Человеческий разум не есть нечто сверхъестественное, он подобен природным силам, но обладает спе- цифическими свойствами, одному ему присущими. Процесс мышления — физиологический процесс. В письме к Марксу Дицген писал: Мышление есть чувственный материальный факт. Если его нельзя осязать, то его все же можно чувствовать» (И.Дицген – К.Марксу «Вопросы философии» №3,1958,стр.141). Сознание производно от ма­терии, оно представляет собой ее «идеальный продукт», ее форму бытия, движения. Дицген отвергает примитивное решение вульгарных материалистов, которые сво­дят мысль к веществу.

Но Дицген не всегда умело отгораживался от вуль­гарного материализма. Так, он писал, что «и не чувст­венное представление чувственно, материально, то есть действительно...» (Цит. по кн. И Ленин. Полн собр. соч., т. 18, стр 257). В. И. Ленин указывает на ошибоч­ность данного положения: «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но наз­вать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (В.И.Ленин Полн.собр.соч., Т.18,С.257.)

Дицген отстаивает материалистическую теорию от­ражения, в которой диалектически решает многие ее вопросы. Он отверг точку зрения Канта о непознавае­мости «вещи в себе», отмечая, что явление принципи­ально не отличается от «вещи в себе», оно есть образ ее. Он подчеркивает объективность нашего познания, ссылаясь на опыт, практику человека как основу всего теоретико-познавательного процесса, как судью в спо­ре о возможности познания мира.

Дицген поставил вопрос о необходимости исследо­вания процесса познания. Он упрекал, французских ма­териалистов в том, что они не занимались анализом «мыслительной способности человека».

Теория познания, по мнению Дицгена, важнейшая часть материалистической философии. В исследовании деятельности сознания должен принять участие не только естествоиспытатель,но и философ, причем последнему принадлежитрешающее слово. Мышление, будучи свойством мозга, есть «предмет отдельной науки, которая быть названа логикой, теорией познания диалектикой» ( И.Дицген Избранные философские сочинения, стр. 321).

В заслугу Дицгену следует поставить разработку проблемы истины. Познание объективной истины, согласно Дицгену, осуществляется диалектически. Наши представления суть образы материальных предметов. Однако они никогда не могут стать точной фотографией природы. Как портрет не может полностью передать все стороны и черты оригинала, так и наши представления приблизительно, не абсолютно отражают в нашем созна­нии явления природы. Процесс познания человеком материального мира есть раскрытие истины. Но природа бесконечна, она «неисчерпаема по своим дарам». Поэ­тому разум познает природу и ее отдельные части, ве­щи относительно, т. е. приблизительно, не полно, не аб­солютно. Эти относительные истины представляют собой «истинную, настоящую и правдивую картину», хотя она и не исчерпывает полностью познания мира.

В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокрити­цизм» подчеркнул правильность постановки вопроса Дицгеном об объективной истине, о соотношении аб­солютной и относительной истины. Вместе с тем он от­метил, что Дицген допускает здесь неточности. Так, в «Экскурсиях социалиста в область теории познания» Дицген говорит о прирожденности человеку знания об абсолютной истине. Однако в целом в учении о позна­нии, в вопросе о критерии истины Дицген следует по пути, проложенному Марксом и Энгельсом. Для него одно из важных отличий материалистической филосо­фии от идеалистической заключается в том, что первая критерием истины выдвигает практику, вторая — чисто мышление.

Дицген ставил вопрос о диалектической логике. В своих произведениях, в особенности в «Письмах о логике», он рассматривает проблему новой логики и стремится установить принципиальное различие между ней и формальной логикой. При этом он подвергает последнюю критике. Формальная логика, утверждает он, абстрактна, игнорирует движение и изменение явлен проводит резкую грань между явлениями и не принимает во внимание различий, противоположностей, оставляющих суть явлений природы, отрывает форму содержания и чрезмерно выпячивает самостоятельную роль интеллекта. Поэтому только диалектическая логика жизненна. «Диалектическое искусство или логика, которая учит, что мировое целое... есть единая сущность,— замечает Дицген,—представляет собою абсолютное учение о развитии» (И. Дицген. Завоевания (аквизит) философии и письма о логике. СПб., 1906, стр.158). Дицген понимает, что но­вая логика должна не только отражать изменение и развитие, совершающиеся во Вселенной, но и объяснить лежащее в их основе противоречие. Диалектическая ло­гика в отличие от формальной считает противоречие за­конным и истинным, ибо оно присуще самим вещам. Вы­соко оценивая диалектическую логику Гегеля, Дицген отмечает ее коренной недостаток, указывая на зависи­мость категорий мышления от объективной диалектики. Махисты, пользуясь отдельными неточностями и ошибоч­ными формулировками Дицгена (например, наша позна­вательная способность диалектически расчленяет приро­ду), пытались приписать ему субъективизм в решении вопроса о диалектической логике. Но тщетно. Дицген заявляет твердо: «Наука логики должна иметь дело лишь с фактическим миром, который неразрывно связан с нами и нашими мыслями» (Там же, стр.118).

Свой материализм Дицген отстаивал в борьбе против идеалистов, «дипломированных лакеев поповщины». Иде­ализм в философии он рассматривал как ухищренную защиту религии, как мировоззрение эксплуататорских классов.

В. И. Ленин отмечает справедливость и меткость да­ваемой Дицгеном характеристики идеализма. Дицген особенно клеймил в философии партию середины, назы­вая ее гнусной партией, лицемерно скрывающей свою действительную классовую позицию.