Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма

 

Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и меж­дународного рабочего движения, в течение многих лет был связан узами дружбы с Марксом и Энгельсом. Он был блестящим пропагандистом марксистской теории и, борцом за диалектический материализм и воинствующим критиком идеализма. В. И. Ленин видел в нем«одного из самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма…» .И. Ленин.Полн. собр. соч., т. 20, стр. 387).

Лафарг сочетал большую организаторскую работу профессионального революционера с широтой литературно-публицистической и теоретической деятельностью. Им написан ряд марксистских исследований в области философии, по вопросам языкознания, литературной критики и этнографии. Характерная особенность его философских работ («Экономический детерминизм Кар­ла Маркса», «Религия капитала» и др.) — боевая пар­тийность, глубокая постановка им теоретических во­просов.

П. Лафарг обращает внимание на те существенные изменения, которые произошли в капиталистических странах в конце XIX в. Так, в работе «Американские тресты, их экономическое, социальное и политическое значение» он анализирует процесс образования капита­листических монополий, усматривая в этом «особую ста­дию капиталистической эволюции». Это дает ему воз­можность глубоко рассмотреть проблемы материалисти­ческого понимания истории.

Большое внимание Лафарг уделяет критике неокан­тианства, которое с конца XIX в. приобрело во Фран­ции сторонников среди виднейших представителей пра­вого крыла социалистической партии, например Жореса, усматривавшего в неокантианстве философскую основу социалистического движения. В 1895 г. Жорес в дискус­сии с Лафаргом выступил против материалистического понимания истории.

Лафарг в своей критике неокантианцев правильно раскрыл внутреннюю связь их теоретических взглядов с политическим оппортунизмом. Он писал, что неокан­тианцы, отвергающие классовую борьбу и выдвигающие «этический социализм», пытаются при помощи философии Канта отбросить материализм Маркса и Энгельса. В своей книге «Экономический детерминизм Карла Mapкса» Лафарг, подвергая критике Канта и его новейших сторонников, излагает теорию познания и диалектический метод Маркса, а также основы материалистического понимания истории. В диалектике Маркса он видит творческий метод, инструмент для исследования конкретных фактов. Марксизм, говорил Лафарг, отнюдь доктрина готовых правил и канонов.

Борьба против неокантианцев определила интерес Лафарга и к разработке важных проблем материалистической теории познания. Многие страницы его работ посвящены анализу отвлеченных понятий, абстрактных идей. На примерах истории древнегреческой и новой философии Лафарг показывает непрерывную борьбу, кото­рая велась между материализмом и идеализмом вокруг решения проблемы отвлеченных понятий. В связи с этим, он подвергает критике идеализм Платона, Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля.

Лафарг справедливо подчеркивает, что решить воп­рос о происхождении понятий, идей можно только ис­ходя из открытого Марксом материалистического понимания истории. «Понятия прогресса, справедливости, свободы, отечества и т. д., как и аксиомы математики,— писал он,— не существуют сами по себе и вне опыта. Они не предшествуют опыту, а следуют за ним. Они не порождают исторических событий, а являются следст­виями социальных явлений, которые, развиваясь, соз­дают их, преобразуют и уничтожают. Они становятся движущими силами только потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды» (П. Лафарг. Сочинения, т.III.М.-Л., 1931, стр.9-10).

В своей работе «Проблема познания» Лафарг иссле­дует соотношение чувственной и логической сторон по­знания. В познании человек пользуется не только одни­ми своими чувствами, но и разумом и практикой, вклю­чающей использование научных приборов. «Кантианцы и неокантианцы,— замечает Лафарг,— делают, таким образом, грубую ошибку, утверждая, что мы познаем и можем познавать свойства вещей только посредством наших чувственных впечатлений» (П.Лафарг., Проблема познания. Приложение к книге «Экономический детерминизм Карла Маркса».М.,1923,стр.318-319). Понятия субстанции, причинности и прочие «априорные категории» возникают у человека в ходе длительной исторической практики, так же как и все категории этики, социологии, полити­ческой экономии и естественных наук.

Лафарг критикует агностицизм Канта, опровергает его доводы о бессилии разума, указывая на непрерыв­ное расширение познавательных способностей человека по мере развития его практической деятельности. Ка­саясь классовой стороны вопросов теории познания Ла­фарг приходит к выводу, что пролетариату присуще мировоззрение, признающее объективность познания, современная же буржуазия нуждается в агностицизме ради укрепления своего господства. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» отмечает правильность позиции Лафарга в критике им Канта.

Не все вопросы теории познания в равной степени глубоко и всесторонне рассмотрены Лафаргом. Некото­рые из них, например его трактовка соотношения чув­ственной и логической сторон познания или вопроса о практике, о применении диалектики в познании, нуж­даются в уточнении, а иногда и в поправках. Вопрос же о понятии Лафарг решает творчески.

Правильно усматривая в диалектике единственно на­учный метод познания всех явлений природы и общества, Лафарг в своих работах разъясняет диалектический ме­тод применительно главным образом к различным сто­ронам общественной жизни.

В статье «Эволюция — революция» Лафарг подвер­гает критике вульгарный эволюционизм О. Конта, Г. Спенсера и др. «Многие, в том числе ученые позити­висты,— пишет он,— думают, что эти две формы разви­тия— эволюция и революция — противоположны и вза­имно друг друга исключают; в действительности же они друг друга дополняют» (П. Лафарг. Сочинения, т. I. М. — Л., 1925, стр. 271). Революционная форма разви­тия подготовляется эволюционными изменениями. Это всеобщий закон развития природы и общества.

В работах, посвященных вопросам исторического ма­териализма, Лафарг отмечает, что человечество разви­вается в условиях естественной среды и среды искус­ственной, создаваемой в процессе общественной жизни. Последняя включает в себя экономические, социальные, политические и идеологические общественные отношения Определяющей силой общественного развития являете способ производства. Нельзя применять законы природы, к объяснению истории человечества, как это делают социал-дарвинисты. «Борьба за существование, проповедуемая господами дарвинистами,— пишет Лафарг,— может объяснить развития человеческих обществ, потому что люди живут в других условиях, чем животные и растения» (П. Лафарг. Сочинения, т. III, стр. 447).

В историческом материализме Лафарг усматривает теорию, раскрывающую законы развития и гибели капитализма и тем самым показывающую пролетариату пути и средства достижения социализма. «Экономический материализм (марксизм. — Авт.) призывает пролетариат цивилизованных стран к восстанию. Он учит тому, что последний освободится лишь тогда, когда он разо­бьет экономическую форму капиталистического общества» ( Лафарг. Сочинения, т. III, стр. 433).

Особое место в произведениях Лафарга занимает обоснование марксистской теории классовой борьбы и государства. Лафарг решительно выступает против ре­визионистского тезиса Бернштейна, Малона и других о постепенном врастании капитализма в социализм, рез­ко критикует буржуазный парламентаризм и буржуаз­ную демократию, доказывая, что революции пролетариа­та представляют собой исторически неизбежный путь развития общества.

Лафарг был пропагандистом марксистского учения о диктатуре пролетариата. «В тот день,— писал он,— когда пролетариат Европы и Америки овладеет госу­дарством, он должен будет организовать революцион­ную власть и диктаторски управлять обществом, пока буржуазия не исчезнет как класс, т. е. пока не будет закончена национализация орудий производства (бан­ков, железных дорог, фабрик, копей, заводов и проч.)» (П. Лафарг. Сочинения, т. I, стр. 90).

Излагая материалистическое понимание истории, Ла­фарг анализирует проблему морали и религии и обосно­вывает пролетарский атеизм. Он опровергает идеалисти­ческое учение о врожденности моральных идей. Этиче­ские представления исторически меняются. Так, понятия справедливости и несправедливости возникают с появле­нием частной собственности и изменяются по мере ее раз­вития. С развитием социально-экономических отношений в обществе меняется и содержание нравственного идеала. Мораль господствующих классов антагонистического общества соответствует их интересам и потребностям и всячески навязывается угнетенным классам. На конкретном этнографическом и историко-литературном материале Лафарг показывает эволюцию религиозных представлений в зависимости от экономических и социальных отношений. В своих талантливо написанных памфлетах «Пий IX в раю», «Религия капитала» он убедительно доказывает, что в современную эпоху религия защищает основы капиталистического общества. Религию он называет духовным средством угнетения трудящихся масс.

Работы Лафарга не свободны от недостатков и не­которых ошибок. Так, в его взглядах на государство за­метно влияние анархо-синдикализма; он недооценивал роль парламентской борьбы. В целом, однако, Лафарг в коренных вопросах классовой борьбы и революции стоял на правильных позициях.