Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России

Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни РОССИИ, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы:

«1) Коммунистическая революция рабочего никоим образом не может вырасти из того мещанского крестьянского социализма, проповедниками являются в настоящее время почти все наши революционеры (т. е. народники.— Авт.).

2) По внутреннему характеру своей организации сельская община прежде всего стремится уступить ме­сто буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.

3) При переходе к этим последним ей предстоит не активная, а пассивная роль; она не в состоянии дви­нуть Россию на путь коммунизма; она может только менее сопротивляться такому движению, чем мелкое подворное землевладение.

4) Инициативу коммунистического движения мо­жет взять на себя лишь рабочий класс наших промыш­ленных центров — класс.

5) Освобождение которого может быть достигнуто только путем его собственных сознательных усилий» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т.I, стр.347). Опровергая ненаучные, идеалистические воззрения народников и их неправильные утверждения, будто марксистская философия располагает к «безмятежно­му созерцанию» действительности, Плеханов доказы­вал, что марксистское учение дает широчайший простор для сознательной деятельности передовых сил общест­ва в целях низвержения царизма и в дальнейшем для свершения социалистической революции. Плеханов пока­зал, что марксизм есть законный преемник и наследник передовых революционных и социалистических учений Запада и России, что только он дает научный ответ на политические и теоретические вопросы, которые по­ставила передовая общественная мысль.